Новгород, д1: музей деревянного зодчества «Витославлицы», ч.2

Apr 26, 2024 22:04

  Новгород, д1(09.06.24): музей деревянного зодчества «Витославлицы», ч.2

Следующая церковь на нашем пути снова имела каменную ограду, как и на прежнем месте жительства, но  она была намного больше по диаметру и меньше по высоте и в кадре еле видна.


Церковь святителя Николая Чудотворца из деревни Тухоли Крестецкого района  (1687-1688). Тоже клетская церковь, выстроенная из трех объемов разной высоты, выстроенных в одну линию («кораблем») - трапезной, собственно храма и алтаря. Все три клети рублены с большим «повалом», т.е. расширяются кверху, чтобы увеличить расстояние от края крыши до стен и уменьшить количество попадающих на стены осадков. Видимо, вторая крыша на основном объеме служила для той же цели.



Тем  временем, минуя самую позднюю часть комплекса - усадебную, про которую расскажу в конце, мы вышли на главную улицу, или, как значится в документах музея, в  Притрактово-Мстинский район. Для домов этого района характерно наличие высокого подклета, на который поднято жилое помещение, расположение хоздвора рядом с домом, под одной крышей и наличие небольшой крытой галереи, которую местные называют «прикролек», вокруг передней части дома.



Здесь, в основном, представлены избы, а часовня только одна. И начали мы с крайней справа, избы Туницкого из деревни Пырищи Крестецкого района (1870-1890).






Изба принадлежала семье старообрядцев и снаружи украшена достаточно скромно - даже красивых наличников нет, только причелины и полотенца на фасадной части кровли, и еще резные столбики галерейки.  В подклете дома небольшая выставка «Мелочная лавка».




За этой дверью была лестница наверх, слева от нее был холодный хоздвор.


«Мост» над хоздвором, полати над проходом в комнату и печь.


Жилое помещение топилось «по-черному».


Кухня\кладовая рядом с печью за перегородкой, обычно называемая «бабий кут» и довольно скромная обстановка в комнате.





И пусть вас, как меня, не смущает наличие деревянной резной трубы-дымницы на крыше дома - отверстие для выхода дыма в кровле рядом с печью было, а нормальный дымоход отсутствовал, и для полного выхода дыма этого не хватало, а копоть оседала на стенах. Но подобные печи были просты и дешевы в исполнении и потому кое-где встречались даже в начале XX века.

По диагонали через улицу есть и еще одна изба, привезенная из той же деревни Пырищи, принадлежавшая Царевой, и она является самой старой жилой постройкой заповедника - она  датируется началом XIX века. О ранней датировке свидетельствует маленький размер и форма окон, самое маленькое вообще больше похоже на волоковое, которое потом застеклили. Два других косящатые, и намного меньше, чем у Туницкого.






В остальном избы практически копии друг друга, только у Царевой к оформлению добавлен еще и резной балкон.


Так что фото лестницы хоздвора, не сделанные мною там, вполне взаимозаменяемы.





А в жилой части, также топившейся "по черному" из нового только ткацкий станок и «хитромудрый» стол на полозьях, чтобы удобнее было его передвигать и с ящиками для столовых приборов.


Частенько у подобных предметов мебели можно было еще и столешницу перевернуть, чтобы на одной стороне готовить, а на другую скатерть стелить.

А вот соседняя изба  уже оформлена побогаче, хотя принцип тот же.


В избе Шкипарева из деревни Частово на реке Мста (1880е) резных наличников еще нет, но зато уже есть красивые ставни и на резной балкон ведет то ли низкая дверь, то ли окно.



Лестница на второй этаж, правда, снаружи, но зато на площадке есть трогательная скамеечка.





Форма печи чуть другая, но все еще без дымохода, а все остальное также, как в первых двух избах - 4 части, из которых 1 печь, 2я - кухня - или бабий кут, остальные - 2 комната.

Хоздвор расположен чуть иначе, вход в него сбоку, как и в подклет. Но и здесь хоздвор занимает всю заднюю часть дома.


А внутри все также:


Внизу телеги с санями и теплый закут, наверху - сено и припасы, еще и лестница удобная, чтобы на улицу лишний раз не ходить.



А на уличной галерее местный умелец бил баклуши. Сувениры получались красивые, но цены были… ярмарочные. В нынешнем понимании этого слова.




А вот следующая изба и выглядит богато, и двор у нее больше, и печь с трубой.


Изба М.Д.Екимовой (1882) из деревни Рышево Новгородского района.





Основное чудо данного дома - невероятные барочные наличники, собранные из нескольких резных элементов. Балкон опять чисто декоративный, а ставни - не просто есть, а тоже резные. О причельях и полотенцах я уже молчу…





Наверху почти все как у всех, только места, вроде побольше - 4 окна по фасаду вместо 3, и обстановка побогаче.





А вот печка уже другая, «белая», с нормальной трубой.


И кухня-кладовка здесь заметно богаче.


А сзади стандартный двухэтажный хоздвор с сенником,


да сбоку каретный сарай с воротами на двор и на улицу,


Да еще отдельно стоящий сарай или лавка с выходом на улицу. В общем, очень богатая была усадьба.


Правда, как потом выяснилось,  амбар добавили  из другой усадьбы.

Витославлицы, Новгород, Архитектура, деревянное зодчество, Путешествие

Previous post Next post
Up