Адыгея. День 5, водопады Руфабго, платный вариант

Dec 04, 2022 22:07

Активный релакс в Адыгее.
День пятый (21.07.22): водопады Руфабго, платный вариант.

Дело в том, что у нашей группы перед другими было одно изрядное преимущество - шпионские разведданные. Та самая семья с маленькими детьми, что ехала с нами с вокзала и поселилась в «Панораме», причем, похоже, неожиданно для себя, оказывается, приехала отдыхать вместе Галиной, но, неожиданно, их определили в детскую группу, а ее - к нам. Не совсем понимаю, как это вообще могло произойти без их ведома, но такое решение выглядит разумным, поскольку пожилому человеку, что жить в одном гостевом доме, что идти по маршруту с толпой детей разного возраста было бы тяжело. Но суть в том, что они оказывались в тех же местах на день раньше нас, и, естественно, вечером обо всем докладывали бабушке. И вот о сегодняшнем нашем маршруте они нарассказывали таких ужасов, про крутые и скользкие склоны и о том, насколько все это долго и тяжело, что Галина, а за ней Виталий, и Наталья с Юрием решили, что предпочитают доехать на такси до платного входа и пойти, так сказать, по упрощенной программе, без бродов и 13 километров пути. И я решила последовать их примеру, поскольку, во-первых, опасалась за собственные колени и выносливость при большом количестве спусков и подъемов, а во-вторых, я, похоже, уже реально устала от группы, очень уж у нас все… активные.

Короче говоря, сложности начались сразу после завтрака, когда Руслан попытался отдать группе «пенсионеров» деньги за питание и телефоны таксистов. Наталья категорически отказалась все это брать, дескать, она не хочет отвечать за всю группу. Мне за группу, которая совсем не группа, а лебедь, рак и щука, с барсуком и енотом в придачу, отвечать совсем не хотелось, но деньги телефоны я взяла, о чем немедленно пожалела: Галина тут же попыталась, в целях экономии, затрамбовать в обычную легковушку пять взрослых персонажей, из которых только двое были родственниками, а теловычитанием отличалась только она… Наталья не согласилась, и мы уехали втроем, причем всю дорогу я объясняла попутчикам, насколько меня не радует роль пастуха людей, которые меня не слушают и не слышат… Лучше б Бегемота послали, он обаятельный… А Наталья догнала нас уже на водопадах, чтобы забрать их долю денег и прочитать мне отповедь. Почему нельзя было забрать их еще на веранде - загадка. В общем, моего терпения хватило только на покупку входных билетов, ими здесь, за те же стандартные для Адыгеи 500 рублей служат пластиковые карты-пропуска, которые на обратном пути нужно опустить в прорезь приемного автомата, и дальше мы осматривали водопады отдельно друг от друга, что, безусловно, было только к лучшему.

Но на этой стороне реки, из всего комплекса находились только касса и автостоянка, причем совсем небольшая, а чтобы попасть к ручью Руфабго и его водопадам, нужно по мосту через Белую перейти на ту сторону.

Уже традиционно каждое новое приключение начинается с реки Белой.
А дальше проблемы пришли, откуда не ждали. Казалось бы, группы нет, торопиться некуда, фотографируй в свое удовольствие… Ан нет, фото, даже при просмотре на месте, выходили похожими на черт знает что: слишком яркое солнце, слишком густая тень в ущелье и под деревьями, и, вдобавок, вода в ручье, после дождей, походила на густую розоватую сметану, и стала совсем непрозрачной, поэтому сами водопады еще похожи на водопады, а вот спокойная вода между ними, особенно на ярком солнце, больше похожа на землю. Я, было, подумала, что виновата слабенькая оптика телефона и моей фото-мыльницы, но фото моих товарищей по команде, использовавших куда более профессиональную технику, не слишком сильно отличались от моих. Ну, что получилось, то получилось.

«Шум», первый из водопадов, вид снизу

Ну, степень прозрачности воды уже заметна, но то ли еще будет.
В результате, большая часть фотографий волшебного царства отправилась в корзину за полной невнятностью, а осталось не так уж много.

Тропинка проходит между огромных валунов.

Галина и Виталий, вид из той же арки, на дереве видна разметка маршрута. Теми же цветами маршруты размечены на карте-схеме.

Видите мостик? А он там есть, и человеческому глазу заметен хорошо, а оптике - нет.

(Фото взято из интернета)

А вот второй водопад, «Каскадный».

И роскошная слоистая скала рядом с ним.

Перед водопадом есть большая, но, вероятно, мелкая лагуна и галечный пляж, что дает широкие возможности для фотосъемки. И, увы, большое количество желающих сделать сэлфи.

А вот дальше тропа уже не выглядит настолько прогулочной, но становится чертовски красивой.

Естественные ступеньки с мини-водопадом

Если не ошибаюсь, тот же «Каскадный», вид сверху.

Третий по счету водопад, «Сердце Руфабго», сердце - вот та огромная скала слева.

Дальше тропинка становилась все веселее, и веселее, поскольку шла вплотную к скале и с изрядным скосом в сторону ручья, так что идти приходилось по одному и держась за прикрепленный к скале трос. Хорошо еще, что было относительно сухо, а вот во время дождя, я, возможно, вообще здесь идти бы не рискнула. В этом месте был еще и спуск к воде, но что-то мне туда спускаться не хотелось, по крайней мере, по дороге «туда».

А если все-таки рискнете спуститься, получите вполне интересные места для все тех же сэлфи:

Над моей головой чуть ли не та самая скала-сердце.

Но, в конце концов, тропа все же вывела меня к последнему из четырех доступных водопадов ручья Руфабго - «Девичьей косе» или «Шнурку» - кому как больше нравится, и приличных размеров озеру у его подножия.

Обычно в этом водоеме купаются, но нынче мутная после дождей вода к таковому явно не располагала - несмотря на обилие народу желающих так и не нашлось.

(Фото взято из интернета)
Если перебраться по камням через ручей, вытекающий из озера, то можно продолжить маршрут: вверх уходит довольно крутая тропа к старым садам - подъем к ним не зря называется «С легким паром», а налево, вдоль ручья тропинка к другим водопадам - «Девичьи косы» и «Чаша любви», до которых доходят не многие, но основная часть нашей группы направлялась именно туда.

Насколько я понимаю, верхний, тот, что поменьше - «Чаша любви», нижний - «Девичьи косы», но на схеме все наоборот.
Основную часть группы мы встретили уже на обратном пути, на самом узком месте тропы, где-то в районе «Сердца Руфабго», причем народу в обе стороны шло уже столько, что приходилось друг друга пропускать. Ну, и снимать стало, понятное дело, куда сложнее.
Уже нас самом выходе изучили различные стенды

И небольшой музей, похоже, типичное адыгское жилище.

Забавно, но не слишком информативно.

Кафе тоже не впечатлило - высокие цены и медленное обслуживание, так что мы вызвали такси, чтобы вернуться в Каменномостский. Тут же возник спор, ехать в гостевой дом или пообедать где-то в поселке, и Галина едва не вынесла таксисту мозг своими противоречивыми желаниями. В результате вышли мы из машины в районе платного входа в Хаджохскую теснину, и пошли в кафе. Долго размышляли над меню, поскольку сильно наедаться по такой жаре не тянуло, в результате Галина заказала себе плов, я - окрошку и нечто под названием «Копье рыцаря», а Виталий есть вообще отказался.

Похоже, рыцарь охотился не на драконов, а на цыплят - уж очень копье маленькое. Окрошка была вкусная, «Копье» - ничего особенного, Галина пловом осталась довольна.

После импровизированного обеда Галина предложила сходить на рынок за фруктами, мы спросили в кафе дорогу, вроде недалеко идти, и пошли - по самой жаре, ага. Причем шли все быстрее и быстрее, и, в какой-то момент, обнаружили, что Виталий то ли отстал, то ли вообще решил повернуть домой, как всегда ни о чем не предупреждая. Ну и ладно, сам домой доберется.

В общем, местное «недалеко» вылилось в остановки три на общественном транспорте, причем немаленьких, мы ведь по поселку до этого перемещались исключительно на машине. На рынке ничего особо интересного не было, и Галина решила купить дыню, а потом зайти еще и в «Магнит», но вот там, когда она попыталась оторвать меня от холодильника с йогуртами, о которых я мечтала с момента приезда в Адыгею, мое терпение лопнуло окончательно, и я предложила ее идти дальше одной, а то я за себя не отвечаю. Обретя вожделенную кисломолочку и еще что-то интересное, что мне в Москве не попадалось, я добавила к покупкам пару палок чурчехлы, купленную на импровизированном рынке у «Магнита», спросила у продавщицы, где тут ближайший мост через Белую и потопала в указанном направлении.

Проплутала я, в результате, изрядно и все равно пришла к тому же самого мосту, правда, по другой улице.

Ближе к вечеру, когда жара немного спала, а я успела немного отлежаться, осознала, что неплохо было бы сходить искупаться, но делать это в одиночку все же стремно. Не то, чтобы я собиралась тонуть и рассчитывала, что спутник меня спасет, но совесть не позволяла, находясь в составе группы, нарываться на приключения в одиночку и без свидетелей, а то ведь искать будут. Спустилась вниз и  столкнулась на веранде с Галиной, пришедшей туда с той же целью - найти компанию для похода на речку.
Мы, кстати, едва не пролетели поворот на пляж, дойдя почти до "Пронеси Господи".

Спуск на пляж где-то здесь.

Если в первый день по пляжу бродило приличное количество народу, то в это раз он был совершенно пуст - ни купающихся местных, ни туристов. Ну, впрочем, насладиться купанием нам отсутствие народа не помешало, а, скорее, наоборот.  Мне хватило трех «заплывов», Галина плавать не рискнула и сдалась раньше. Я была уверена, что по дороге туда или обратно, мы встретим основную часть группы, которая должна была возвращаться с водопадов той же дорогой, но они умудрились таки проскочить мимо.

Удивительно, но ни одной из нас не пришло в голову свернуть на пляж «Лагуна», идти до которого было заметно ближе. Может слишком четко запомнили, что там купаться весьма рискованно?

Кстати, остальные тоже купили дыню, которая прекрасно дополнила ужин в этот вечер, а потом народ отправился в «Псыгупс», а я на уговоры решила не поддаваться, и с наслаждением завалилась в гамак, просматривать фото в телефоне и фотоаппарате и убивать негодные. Как потом выяснилось, гамаки были предназначены для детей, но, видимо, я сошла за ребенка, правда, очень крупного, поскольку меня гамак выдержал. Все-таки иногда очень приятно отрываться от коллектива и не делать того, чего от тебя ожидают.

Выводы: если бы у меня была возможность потратить на водопады два дня, а не один, как положено по программе, я бы в первый день прошла намеченный 13 километровый маршрут, практически не задерживаясь на первых 4 водопадах, а на второй медленно и, с чувством, с толком, не спеша, облазила все остальное, поскольку там есть, что посмотреть и с детьми, и без них, но останавливает боязнь того, что народу днем будет очень много, и отсутствие нормальных пунктов питания, т.е. продукты, в любом случае, придется тащить с собой. И нет, я не жалею, что не пошла с группой: если уж я ощутимо устала от неспешной прогулки «в своем темпе», забег в группе на 13 километров я бы точно не выдержала, а теперь удалось накопить сил на следующий день.