Мне ещё, кажется, ни разу не доводилось видеть разные постановки одной и той же барочной оперы! Начнём же сказ о битве атамана Парамонова и Басурман-паши Зальцбурга против Вены, фестиваля против истеблишмента, барокко против классицизма.
Зальцбург победил.
Ничто, как говорится, не предвещало, и вдруг "Ариодант" в Венской опере. На всякий случай повторю, что это, мягко говоря, не самая известная опера Генделя, музыкально не сильно богатая хитами, зато с балетами в конце каждого акта (у Генделя были свои коммерческие резоны, но в муз.лит-ре, конечно, обсудили уже про французское влияние, закат барокко, и т.п.). Поскольку Венская опера - это заведение экстра-класса, для постановки взяли всех самых лучших: за пультом стоит Вильям Кристи, перед ним сидит оркестр Les Arts Florissants, на сцене выступают Сара Коннолли и Кристоф Дюмо (да! да! снова наш злодей, маньяк и душегубец!). Постановщика Дэвида МакВикара мы знаем по тому самому "Юлию Цезарю" с Коннолли же. Короче, пафос. Нет, ПАФОС. Даже так: П-А-Ф-О-С.
Задействованы, кажется, все возможности сцены. Огромные движущиеся декорации изображают шотландский замок внезапно 18 века. Я так полагаю, это связано с ориентацией на наивного зрителя (коего в Венской опере в отличие от фестиваля просто большинство, учитывая статус культовости заведения). Так вот, читает такой зритель программку: так-так, опера, Гендель, 1735 год. Что мы помним об 1735 годе? Ах, да, Ватто, Буше, Рокотов, ну примерно понятно. И ровно это ему и дают.
Массовка выглядит просто как сошедшая с полотен соотв.периода. Главные герои из замка укладывают волосы в хитрые причёски и выбирают костюмы с ненавязчивым тартаном или аллюзией на него. Женевра - в белом, Далинда и Полинессо - в тёмном (говорю ж, всё прямолинейно до зубовного скрежета), король в горностаевой мантии. Ариодант с Лурканио несколько выбиваются из этого ряда, поскольку не носят сложных причёсок и клетчатых нарядов, но всем видом изображают учтивых кавалеров (галантный век, вот это всё). Вообще у меня сложилось такое мнение, что костюмы и сцена не призваны были как-то поучаствовать в привнесении смысла, а больше про то, чтобы произвести впечатление: богато, красиво, душевно, ну и фоточки удачные можно наделать (из партера).
Сценография в принципе довольно никакая. Герои почти не смотрят друг на друга, поют в зал, почти не играют, короче, всё, что мне не нравится в классической опере :фейспалм: А, и ещё, чтоб покончить с недостатками, да капо арий исполняется в самой мерзкой манере, которую только можно представить: первая фраза даётся дивным бельканто а капелла с ритенуто и безумными модуляциями, а потом парочка украшений по ходу и всё, весь привет барочным импровизациям. Бесит.
Но всё это довольно неожиданно даёт совершенно потрясающий эффект очарования в первом акте (который в Зальцбурге был как раз самым нудным). Эта ваттошная массовка, обаятельная принцесса, которая тайком бегает поглазеть на рыцаря, сам рыцарь, типа наивный кавалер, про цветочки-березки-окушки- речки-поля, счастливый король, у которого всё хорошо, весёлый ужин с вином и танцами (Чен Рейс так здорово двигается, я прям уверена, что она минимум увлекается танцами) - невозможно не проникнуться этой воздушной камерной атмосферой европейского рококо. Полинессо со своими выходками (о да, наш любимый маньяк отрывается в своём духе - пристаёт и к девочкам, и к мальчикам, даже жаль, что только намёками, но зрителю с воображением и того достаточно) тут совсем не к месту, но его и мало, и кроме начальной сцены (до появления Ариоданта, кстати), он не оказывает никакого влияния на всеобщее благодушие, как и внезапная мазохистка-Далинда (втф?! - восклицает наивный зритель, следя за тем, как она столовой вилкой протыкает себе бедро). Кстати, Полинессо на пиру - а-ля ковдорский тан, ещё и исполняющий танец с саблями - отдельное украшение вечера.
Во втором акте всё это великолепие начинает разваливаться. Ариодант у Коннолли выходит ни рыба ни мясо: ни наивный чукотский юноша, ни пылкий влюблённый рыцарь. Над чем он убивается в Scherza infida совершенно непонятно: он ни разу даже не взглянул в сторону окна якобы Женевры. Вероятно, страдает по себе любимому. Само исполнение, меж тем, и-де-аль-но. Темп, баланс голоса и оркестра - магическим образом под чуткой палочкой Кристи захватывает так, что ты живёшь эти девять минут только в этой музыке.
Дальнейшие события в замке развиваются стремительно, но хаотично. Чуть не забыла, что в отличие от первого акта Лурканио тут прям очень естественный у Райнера Троста получается. Он вовсе не лирический тенор, а скорее боевой, о любви ему явно тяжелее даётся, чем о негодовании и о том, как бы кого порешить. Старый солдат, и не знает слов любви... Ахм, так, я отвлеклась. Женевра, значит, рыдает, король рыдает, Далинда кусает губы, все несчастны. Но во втором акте, как известно, после Scherza infida интересен только танец. Не разочаровали!!! Додали тлену и ангсту, что надо! Женевра как бы попадает в свой дурной сон, но её там никто не замечает и не слышит. Себя она видит нарядной куклой, над которой издевается бывшая рококошная массовка, теперь почему-то вся в виде развратных докторов Смерти. Буквально её ломают, а потом ещё устраивают гэнг-бэнг. Не то чтобы совсем натуралистично, но вполне убедительно. Женевре с её немым криком сочувствуешь.
Дальше - хуже. К третьему акту в замке вовсю хозяйничает Полинессо со своей бандой (они рвут и сжигают книжки, при этом главгад издевательски поёт арию про любовь, честь и прочие вирту). Женевра страдает, но как-то поверхностно. Лурканио убивает Полинессо на поединке совершенно подлым ударом в спину. Но никого это почему-то не беспокоит! Довольный собой и судьбой Ариодант заводит Dopo notte, и хоть бы мысль мелькнула про Женевру! Далинда, кстати, по бывшему даже не плачет, и вообще жмётся к Лурканио. До того всё доходит ну ооочень мееееедленно, ко второй части дуэта. Как и следовало ожидать, он встаёт в позу, (он вообще Далинду за руки хватал не лучше уже мёртвого герцога) и только её игра на том, что она жертва и её использовали (ну, ясное дело, вали всё на мертвых) спасает этот номер. Дальше все врываются к Женевре, она если и пугается, то неубедительно, только в дуэте с Ариодантом видны какие-то отголоски пережитого, но и они к концу номера проходят.
Поцелуй в диафрагму зажали!!! Хотя он там напрашивался. Наверняка тоже в угоду благородной публике, а то б раскудахтались.
И всё бы было ничего, как вдруг в последней сцене нам дают "Игру престолов". О.о Зачем?! За что?! Но Ариоданту и Женевре набрасывают на плечи меховые плащи (из Икеи), и они такие а-ля Джон Сноу и Санса Старк уходят в снег и во власть, отшивая бывших друзей и подруг в лице окончательно спевшихся Лурканио с Далиндой.
На заднем плане королевский пир показан банальной грязной пьянкой. Пьяный балет и завершает эту оперу.
Такое чувство, что авторы тебе подсунули сначала симулякр галантного века, а потом раздели его до "без художественных прикрас", оставляя зрителя судить, что же из этого правда. Терпеть не могу, когда так делают: подменяют авторское высказывание авторским многоточием.
Но Вильям Кристи и Кристоф Дюмо были на высоте, мне для счастья вполне достаточно.