Отдаю долги сама себе.
Второй раз за год в опере! Видимо, это возмещение за предыдущий, когда я ни разу нигде не была.
Дело было 29 сентября, если я правильно помню. Картинко:
Я даже не знаю, с чего начать. Вообще-то, как известно, я в основном по барокко, но есть вещи, которые стыдно не знать культурному человеку (тм). Верди, например.
Когда у меня будет время, я обязательно - в плане образования - ещё посмотрю Пуччини, пересмотрю Моцарта; из Вагнера у меня в списке остался только "Летучий Голландец", "Кольцо" - точно нет, если только не появится вдруг какой-то гениальный режиссёр, про классическую версию Шеро-Булеза я могу долго и с завываниями ругаться; Штраус - что-нибудь; Бриттен; что-нибудь эпическое из русской оперы (Хованщина, там, или БГ, или что-нибудь из Римского-Корсакова). Всё, остальное - только барокко или что-то остро-современное. Северных классиков, конечно, не хватает, чтоб считаться культурным человеком (тм), но мне пока и своей тоски в жизни достаточно, чтоб ещё и их на себя взваливать.
Так вот, Верди. Эта такая полная противоположность Вагнеру (комично, что они ровесники). Классическая в самом полном представлении опера. И это то, что переживает и никак не переживёт свою смерть. Как на днях сказал будущий директор Венской оперы (не спрашивайте, почему австрийцы в 2016 году решили назначить того, кто возглавит Госоперу только в 2020), если поставить эту оперу как её ставили при жизни - это будет смешно. И это так! Вагнер - это как бы вызов всем, в первую очередь исполнителям и оркестру, но и публике, и себе тоже. Вагнера любопытно осмысливать и препарировать, ужасные с т.зр. поэзии и здравого смысла либретто тут как нельзя кстати. Общие слова и косноязыкие метафоры допускают прямо противоположные интерпретации, жутко интересно! А Верди - это вот ровно то, что есть. Очень красивая музыка, допускающая как блестящее, так и вполне "нормальное" исполнение. Всё для публики - фанфары эти бесконечные в конце номеров, например, чтоб точно знать, что пора хлопать (не то что Вагнер - тут хлопай, тут не хлопай...). И сюжеты - очень прочно усаженные в повседневность - хотя и как бы шокирующие (ну вот как Травиата), но шокирующие для той публики, не для сегодняшнего дня. И вот что людям муз.театра делать? Материал - прекрасный, но сегодня ценность его для зрителя стремится к нулю. А ведь всем этим оперным певцам и певицам надо на чём-то учиться! Решение только одно - завлекать народ в театры режиссурой. Но сам материал ужасно сопротивляется какому бы то ни было "осовремениванию". (Замечу в скобках, что с барокко и не такое проделывают, но там музыкальная ценность сильно выше любых нарядов на исполнителях, поэтому это может быть комично, эпично, экстравагантно, вызывающе, безвкусно - то есть ровно то, что и было в барочном театре, и впечатление усиливает, но не портит).
Травиату я смотрела в постановке именитого Петера Конвичного. Я верю, что для Травиаты он сделал всё, что мог, и вряд ли кто-то мог сделать лучше. Предметом действия выбирается не любовь Виолетты и Альфредо, а собственно умирание Виолетты от туберкулёза. Общество, значит, ждёт, когда же она уже того, помрёт-с, и типа как в реалити-шоу наблюдает за процессом; во втором акте точит ножи (в буквальном смысле) на всех участников любовного треугольника и в итоге сжирает (на ужин) барона. В конце же на сцене остаётся одна Виолетта - и умирает в прямом смысле на глазах у публики и примкнувших к ней прочих действующих лиц. И в общем, эта интерпретация имеет право на существование, она умна, логична, стройна, прекрасно сделана лаконичными декорациями и выбором нарядов, и солистов, и проч.
НО!
Она живёт только в голове режиссёра и наученного зрителя, а музыкальная ткань и актёры ничего не могут с ней поделать, потому что находятся вообще в другом пространстве/других пространствах. Как, ну как хиппи-Виолу из второго акта (на даче) могла пробрать речь отца Альфредо, когда он говорит ей о Боге и предъявляет малолетнюю дочь, будущему которой якобы угрожает связь брата с куртизанкой? Оно всё мимо... При этом дуэт Жермона-старшего с ГГ - самое сильное место оперы! (Да что уж там, украл старик вечер у молодёжи чуть менее, чем полностью!) То же и про финальную встречу Виолетты и Альфредо - эмоции ГГ, как она играет, вполне верибельны, но текст - он совершенно мимо этой игры, потому что он про другое! Да, слащавые банальности - для нас, но для Виолетты из либретто вполне в духе и это действует по-своему сильно совместно с музыкой.
Я вот не могу сказать, что это опера или постановка плохая, или поют они там плохо, или орекстр какой-то не такой (ну, немного не такой, да! ужасно нарочитый, не люблю). Всё по отдельности хорошо, но вместе на меня не действует как произведение искусства, увы.
Из забавного: на сцене царило братство восточных славян, т.к. Виолетту играла русская девушка, любовника её - минский юноша (ужасно милый, но явно к концу не прозревающий), а за дирижёрским пультом стояла ураинка.