Местная пресса (точнее, конкуренты из Линца и Тироля) постановку осудили, а мне понравилось!
Может, конечно, дело в том, что это первая вещь после большого перерыва (после мюнхенского Вагнера был ещё отличный Гендель в Осло в 2014, но это, боюсь, упущенная глава). Так-то я не большой фанат Вагнера по-прежнему ))
В общем, постановка эта довольно модерновая, что других рецензентов и раздражает, видимо. Но она безумно красивая! Любой момент можно фоткать - и в рамочку, прям лучше, чем Том Форд, клянусь.
Другое дело, что режиссура всё-таки недотягивает до музыки.
Да, в плане музыкальном всё супер, ну, в местных традициях: очень чётко, аккуратно, качественно, может, без шика и блеска (который выдают итальянские барочные ансамбли), зато прям как Вагнер и хотел (ну, как я себе это представляю). Спасибо дирижёру. Исполнители - ооооочень живые и убедительные. Никто не лажал, на Mild und leise все прослезились, всё как полагается. Тристан несколько путался в словах (dann halt es fest превратилось в dann halt es fast), но он такой ужасно милый, тёплый и ламповый Ленский тенор, что ему всё простили. За Курвеналя был местный молодой баритон - и сразу видно, что у него ползала фанаток, хехе. Хотя Марк не хуже, надо заметить, и вообще более импозантный. Брангена прекрасная, просто прекрасная! Я вот не большой поклонник женских голосов эпохи бель канто и далее, но тут прям очень хорошая она. Изольда вне конкуренции, конечно. Очень мне понравилась тоже. Но повторюсь, я ж это, изголодавшее заеденное бытом существо, так что, может, более придирчивым критикам было где развернуться (хотя в попавшихся рецензиях никого не ругали).
Ну, это всё была лирика. Компактная опера, типичный Вагнер (никаких "номеров", музыка течёт от оркестра к солистам и обратно, но в отличие от более поздних опер периоды певцов и инструменталистов не затянуты), довольно вменяемый сюжет, несложные взаимодействия персонажей - очень сложно тут с точки зрения исполнения испортить. Тут-то и начинается самое интересное! Режиссёрское прочтение, значит.
Действие вяло перенесено в современность. Ну, то есть в довольно условную современность, где Тристан с Изольдой - он в костюме-тройке, она в чём-то струящемся и шелковистом - мучаются в несчастном браке? в давно-пора-это-кончить связи?
Изольда при этом - истеричка с явными суицидными наклонностями. Брангена при ней - медсестра-сиделка, периодически колющая седативные. И это прям ух! Свежо и убедительно! В начале Изольда вообще появляется со свёртком в руках - вроде как с младенцем (в зале слышатся скандальные вздохи и перешёптывания), но довольно быстро выясняется, что свёрток пустой, а носится Изольда со своим чувством вины. В оригинале-то - по тексту - ясно, что это из-за истории с Морольдом, но в новой - современной - реальности не придумали аналог, и это чертовски жаль, потому что идея хороша. Изольда, в бешенстве от невнимания Тристана, который проводит время за барной стойкой, пытается даже напасть на него с кухонным ножом. Но её, конечно, живо обезвреживают (Курвеналь как-то особенно ядовито её высмеивает), она рыдает, Брангена вкалывает ей успокоительное - и тут-то наследницу кельтских колдунов посещает мысль о яде. Дальше начинается чистый Хичкок. Тристан соглашается прийти к Изольде, потому что его к ней тянет, но при этом он отлично понимает, что скорее всего она хочет его - снова - убить. Они опять и опять возвращаются к этой прошлой травме (истории с М. и тем, что Изольда хотела Тристана тогда убить, но не смогла). И ясно - Тристану смутно, зрителю точно, - что когда она говорит о прошлом, то имеет в виду очередную попытку в настоящем, но он до конца не уверен, он пытается выпутаться из этого, вручая ей - в очередной раз? - тот проклятый меч (уже порядком заржавевший и зазубренный), но всё становится только хуже, и вот уже она протягивает ему чашу - зная, надеясь и одновременно ужасаясь тому, что она делает. И он уже смирился и готов выпить...
Бабах! Они роняют в полуборьбе, полу-объятиях эту миску, и всё её содержимое разливается.
Объявляется Марк. Занавес!
Чёрт! Я еле выдержала антракт! Мне было ужасно любопытно, что же будет дальше, как они выпутаются из этого факта не-выпивания напитка.
Увы! Позорно слили! То есть даже не вспомнили!
Интерьер зарастает ёлками, точнее, их корнями, ночь и смерть, всё такое, причём натурально ждёшь жаркого секса между персонажами, там прям из текста и контекста видно, но на сцене недодали.
Вместо секса Тристан (всё так же в костюме) разделывает кроля, и они жарят его на костре. Тут появляется Марк в средневековой одежде с плюшевым оленем на плечах, почему-то считает, что кроль=секс (которого не было), Тристан от абсурдности обвинения (ну, понятно, что по тексту не так, но по постановке выходит так) просто не знает что сказать.
Почему-то он реагирует на задиру-Мелота и - та-дам! - пронзает Марка мечом. Самого героя Мелот ослепляет. Занавес.
Ооо! Как я грызла ногти!
Всё зря.
Третье действие показывает нам ослепшего и поседевшего Тристана (wtf?!), рядом с которым Курвеналь чрезвычайно доволен собой.
На словах верный слуга, а на деле пытается прибрать к рукам замок и хозяйство? Непонятно, если честно. И какая-то уж совсем сомнительная сцена с рассказом об Изольде, которая вот-вот приплывёт, и с валянием в сюзереновой кровати. Далее всё как положено, никаких неожиданностей, разве что обставлено всё так, что это кажется бредом умирающего Тристана. Тем более что он перескакивает с Изольды на своих родителей и обратно совершенно бессвязно и бредово. Изольда, появляясь, чуть не падает в обморок от вида своего бывшего возлюбленного, Курвеналь смывается добивать Мелота где-то за сценой, Марк появляется в цивильном костюме (тут-то и становится понятным его полупервобытный наряд во втором акте: мол, ревность - это глубинное, древнее, а прощение любовников - акт, достойный современного человека), но уходит со свёртком своей вины в руках (как у Изольды в первом акте). Дальше следует Mild und leise, восходит полная луна, вбирая в себя Изольду - прекрасную и ужасную. Конец.
Вот лично мне не хватило каких-то простых штрихов во всём этом увлекательном зрелище, простых ответов на простые вопросы. Я потом программку, конечно, внимательно прочитала, постановщицы говорили о фрейдизме, о детских и взрослых травмах персонажей (понятно, что там все неврастеники, это ж Вагнер), о попытке представить, будто это современники пытаются справиться с архетипичными ролями (можно ознакомиться из первых рук, так сказать:
https://youtu.be/1Jto2Jps1uU). Но как-то всё это не склеивается у меня как у наивного зрителя в полную картину. При этом задумка чрезвычайно хороша и увлекательна. Если б кто толковый фанфик написал по мотивам, то прям с удовольствием бы прочитала!