Прерафаэлиты в ГМИИ

Jun 17, 2013 11:27

Побывала сегодня на выставке "Прерафаэлиты - викторианский авангард" в Пушкинском. Ммм... Вот, с одной стороны, вроде, мечта сбылась, привезли, посмотрела... Но с другой, выставка - просто кошмар :(

В ней плохо всё - начиная от выбора картин и заканчивая их развеской (освещение хорошее, придираться не буду). Заглавная и плакатная Прозерпина укрыта где-то между шпалерами и обоями Морриса и Ко. Благовещенье (которое Ecce Ancilla Domini) повешено рядом с "объяснением" к группе картин с темой Спасение, причём так, что невозможно одновременно рассматривать полотно и не мешать читающим (равно как и наоборот). Картины в группах (Спасение, Образы прошлого, Природа, Красота, Поэтическая живопись, Утопия) собраны мало того, что противоречиво, так и в принципе хаотично. В развеске нет ни красоты, ни логики. Зачем среди Образов прошлого Дробильщик камней и Труд? Почему Офелия там же, среди Образов прошлого? Почему при этом Двенадцатая ночь на другой стене (Спасение)? Какое отношение имеет Английская поэзия к Спасению (если на выставке нет Уиклифа, читающего свой перевод Библии)? Почему Христос в родительском доме и холманхантовское Нахождение во Храме разнесены, хотя читаются как продолжение и противопоставление (Милле и Ханта, 50-х и 60-х)? Где вообще Природа "по Рёскину"? (ну, не считать же один-единственный Ледник)? Почему нет полноценного Бёрн-Джонса?

Короче, WTF? - спросит наивный зритель.

Да, я тру-фанат и требую бережного к себе отношения!

И, ведь были же примеры нормального представления прерафаэлитов! Вон, когда аукцион (то ли Сотби, то ли Кристи) привозил в качестве рекламы далеко не важнейшие работы братства и последователей. Или, скажем, в том же Пушкинском была сумасшедше прекрасная выставка Блейка (с ударом в конце в виде как раз Beata Beatrice).

Но, в общем, стоит отвлечься от реального, чтобы оценить идеальное. Их жизненность в исторических полотнах. Краски, такие яркие, будто только что наложенные. Фотографическую точность. Женские лица. Зарождение дизайна как такового. Россетти и блейковские традиции в нём. Разные пути.

Кстати, хитов на выставке действительно много:
- Благовещенье
- Это ваш ребенок, сэр!
- Христос в родительском доме
- Пробужденный стыд
- Гугенот
- Дочь дровосека
- Офелия
- Марианна
- Прогулка по берегу
- Прозерпина
- Клара фон Борк и Сидония фон Борк
- Монна Ванна и Монна Помона
- Возлюбленная
- Апрельская любовь

смотри в окно

Previous post Next post
Up