Оригинал взят у
rt_russian в
Иностранные СМИ уже сотни лет используют в отношении России одни и те же шаблоныЗападная пресса усиленно формирует у своих читателей образ России, как врага и угнетателя. В период кризиса на Украине это можно наблюдать в особых масштабах. Политики угрожают введением новых санкций и ограничений, а издания пестрят карикатурами. Однако методы, которые используют мастера пропаганды, как выяснилось, не меняются уже несколько сотен лет. RT приводит карикатуры 19-21 веков, а также комментарии эксперта, почему именно медведь стал неотъемлемой частью образа России за рубежом.
фото: © Карикатура из книги «Медведи, казаки и русский мороз», октябрь 1829 г.
С давних пор карикатура является одним из самых ярких и доступных для понимания способов реагирования на текущие события. В средствах массовой информации такие графические изображения регулярно используются для того, чтобы заострить внимание читателя на обсуждаемой теме, зачастую используется комический эффект.
1885 год
В творениях западных карикатуристов Россия чаще всего предстаёт в образе медведя. Искусствовед и сотрудник Государственного Эрмитажа Василий Успенский, который также является соавтором книги «Медведи, казаки и русский мороз», посвящённой визуальному изображению России в иностранной прессе 19 века, утверждает, что такой образ начал формироваться ещё в 16 веке.
«Этот медведь то положительный, то отрицательный. То он, как могучий союзник, душит Наполеона, то англичане его кнутом учат танцевать», - рассказал Успенский в интервью RT.
Иллюстрация из книги «Медведи, казаки и русский мороз»
1943 год
О том, что западная пресса стремится создать отрицательный образ России, говорит и историк Юрий Емельянов. По его мнению, и до 1917 года и после этого, нашу страну преподносили читателям, как варвара-поработителя.
1960-е гг.
В настоящее время западная пресса пестрит ничем не подкреплёнными сообщениями о том, что Россия стремится установить свой контроль над Украиной, используя для этого, в том числе, и вооружённые силы. Для создания у читателя более яркого образа по-прежнему используются карикатуры. Однако мы видим, что подход не меняется уже несколько столетий, и Россия предстаёт в виде всё того же медведя.
В связи с ситуацией на Украине Запад грозит России введением новых санкций и ограничений. По мнению историка Юрия Емельянова, что тональность остаётся прежней на протяжении многих десятков лет.
«Это не новые методы (запугивание, угроза введения санкций - прим. RT), они апробированы и до начала холодной войны и, особенно, во время холодной войны. Представление о том, что Украина порабощена Москвой, не менялось, по крайней мере, с 7 июля 1959 года, когда была принята резолюция о порабощённых народах <…>, которые жаждут освобождения и обращаются к США, как к светочу, как к источнику свободы. Так что это представление без конца обыгрывалось, и было частью информационной войны против нашей страны», - сказал Емельянов в интервью RT.
В качестве методов ведения информационной войны против России, начиная с 1945 года США стали активно использовать радиопередачи, кинофильмы, книги и другие печатные издания. Но информация в них подавалась однобоко, считает Юрий Емельянов. Так, в частности, по образам русских злодеев в голливудских фильмах можно написать многотомное исследование, настолько широко этот образ эксплуатировался (и продолжает) и внедрен в сознание.
1991 год
«Бжезинский сравнил площадь России во времена Михаила Романова с площадью Советского Союза и сделал вывод, что Россия каждый год присоединяла к себе территорию, равную Голландии. То есть такая страна-людоед, которая поглощала одну страну за другой, - говорит историк. - О том, что значительная часть этих территорий были фактически необитаемыми землями Сибири и Дальнего Востока, Бжезинский не писал. О том, что американцы расширяли свою территорию, он тоже не упомянул, но на обывателя это действовало».
«Уровень незнания о нашей стране, о нашей культуре - колоссален и катастрофичен», - заключает историк. И такая ситуация, как мы видим, не меняется на протяжении сотен лет.
2013 год
2014 год
2014 года
2014 год
2014 год
2014 год
Оригинал статьи