Клезмер и "Скрипач на крыше"

Jan 02, 2014 23:05

    Кле́змер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев) - традиционная небогослужебная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле - кле́змеры (идиш קלעזמער - ед.ч. кле(й)змэр, мн. ч. клезмо́рим/кле́змерс/кле́змер).

Истоки клезмера находятся как в древнем еврейском фольклоре, так и в музыке соседних народов, особенно молдавской. Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах, отчего структурно соответствует традиционному обряду бракосочетания. В письменном виде слово «клезмер» в современном значении впервые зафиксировано в манускрипте XVI века. Термин «клезмерская музыка» (идиш קלעזמערישע מוזיק кле́змерише музи́к) был введён в обиход советским музыковедом Мойше (Моисеем Яковлевичем) Береговским (1892-1961) в 1938 году.

Музыкальные формы: фрейлахс (фрейлекс), хора, шер, нигун, хосидл (хусидл).

В конце XIX века и первой половине XX века, особенно в юго-западных регионах Российской империи, клезмер оказал влияние на русский городской романс, а также блатную песню. Аранжировки в стиле клезмера до сих пор популярны у многих исполнителей этого жанра.

Клезмер в кино: "Скрипач на крыше" и "Приключения раввина Якова".

Источник: Википедия

Своё знаменитое либретто по мотивам рассказов Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике Джозеф Стайн написал в начале 60-х. В  1964 состоялась премьера спектакля на Бродвее под названием «Скрипач на крыше», музыку к которому написал Джерри Бок. Название мюзикла было навеяно картиной  Марка Шагала, где изображен скрипач на крыше одного из домов города Витебска. С тех пор спектакль был сыгран на Бродвее и в других театрах мира больше трех тысяч раз, за что Джозеф Стайн получил престижную премию «Тони». Последний раз «Скрипач на крыше» был сыгран в 2004 году.
     В 1971 году Джозеф Стайн переделывает либретто мюзикла в сценарий. Создаётся незабываемый двухсерийный музыкальный фильм «Скрипач на крыше», трижды получивший «Оскара» и  дважды  "Золотой глобус".
      Джозеф Стайн написал либретто к нескольким десяткам спектаклей, поставленных на Бродвее: "Мистер чудо", "Зорбо", "Ирена", "Кармелина", "Чудеса". Он также был автором сценариев множества радио и телепостановок.
     Стихотворение Джона Чиарди «Дар» в переводе Иосифа Бродского написано о Джозефе Стайне:

***

В Сорок Пятом, когда прогремел “капут”,
Джозеф Стайн, поэт, покинул Дахау
и частично воскрес, пятьдесят кило
оставив покоиться где-то в зоне.

Медленно влился в гортань бульон.
Сон, уколы, бульон, диета,
и благостный взор, созерцавший, как
мертвая кость облекалась плотью.

И чудо свершилось.  Джозеф Стайн,
человек и поэт, встал, пошел и даже
ухитрился зачать, а позднее умер
от мелких последствий последней смерти.

При жизни он замечал, что все
держатся с ним, как с живым. Он занял
прежнее место в библиотеке,
пил свое пиво, публиковал

стихи в Париже и был в восторге,
что сын от него. И однажды ночью
он записал три мысли: Ад
вещь преходящая; ничто не вечно;

белый лист под пером - награда
превыше истории, звезд и боли.

(“В ожидании варваров. Мировая поэзия в переводах Иосифа Бродского”. СПб, 2001)



Картина Марка Шагала "Скрипа на крыше"

Фото: Великая Эпоха

Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/41714/3/
Что означает образ скрипача в творчестве М.Шагала?
Марк Шагал - «Скрипач»

igor-shamarin.ru




О картине:

Картина «Скрипач» датирована 1912-13 гг. Образ скрипача, музицирующего на крыше, неоднократно появляется на полотнах Марка Шагала. Он присутствовал уже на одной из дебютных работ художника - «Покойник» («Смерть») (1908). В традиционном еврейском укладе скрипач всегда был заметной фигурой, без которой не мыслились ни рождение ребёнка, ни свадьба, ни похороны. По сути, этот образ символизировал жизненный цикл человека. Кроме того, скрипач на крыше вполне мог соотноситься с евреями в рассеянии и с проблемами, связанными с этим, - на картине скрипач настойчиво пытается удержаться на покатом скате крыши. Однажды А.В.Луначарский, посетивший поселение художников «Ля Рюш» в 1912 году в качестве корреспондента газеты «Киевская мысль», поинтересовался у Шагала - почему он написал еврея на крыше домика в Витебске. Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили».

На этой картине у скрипача зелёное лицо. Этот цвет ассоциируется с воскрешением через творчество. Известно, что именно зелёным цветом на фресках обычно писались головы древних египетских богов, умиравших и возрождавшихся вновь.


Скрипач в картинах Марка Шагала:




Коллаж 0lesja_0lgerd. Слева направо: МАРК ШАГАЛ 1) «Скрипач» (1911) 2) «Зелёный скрипач» (1923) 3) «Музыкант» (1925).
Евреи и скрипка

25.08.2009


Нескончаемые скрипачи на полотнах Марка Шагала, мюзикл «Скрипач на крыше», всемирно известные виртуозы Давид Ойстрах и Ицхак Перлман... Представление о том, что евреи - народ скрипки, так прочно укоренилось в массовом сознании, что редко задумываются: почему именно этот инструмент стал своего рода символом еврейского народа?

История происхождения скрипки до сих пор до конца не выяснена. Напоминающие современную скрипку струнные инструменты встречаются в музыкальной культуре самых разных народов. Предшественник современной скрипки - виола - появилась в XV веке в Испании. Скрипка же современного типа была изобретена в Италии в XVI веке - вскоре после переселения туда части испанских евреев.

«Похоже, скрипка имеет не итальянское, а еврейское происхождение», - считает нью-йоркская скрипачка Моника Хаджетт. В последние десятилетия такая точка зрения получила распространение в музыкальных кругах. Первым идею еврейского происхождения скрипки подал исследователь из Белфаста Роджер Прайор. Он обратил внимание на то, что после изгнания евреев из Испании там не встречается упоминаний о скрипке, однако в это же время инструмент получил широкое распространение в Италии, куда бежала часть испанских евреев. По мнению ученого, это может служить доказательством связи еврейского народа со скрипкой.

Научное расследование Прайора началось издалека: со времен английского короля Генриха VIII. В 1983 году Прайор исследовал личность таинственой Смуглой дамы (Dark Lady), упомянутой в нескольких сонетах Шекспира. Ее прототипом считают женщину по имени Эмилия Бассано. Обратив внимание на сходство литературных приемов в описании Смуглой дамы и еврея Шейлока из пьесы «Венецианский купец», ученый задумался, не могла ли Бассано - прообраз Смуглой леди - быть еврейкой. Прайор начал изучать ее биографию и с удивлением обнаружил, что члены семьи Бассано служили в придворном оркестре короля Генриха VIII.

Генрих VIII решил пригласить в Лондон итальянских музыкантов, чтобы придать блеск своему двору. В 1540 году перед ним предстали шестеро скрипачей. Прайор предполагает, что большинство из них были испанскими или португальскими сефардами, бежавшими в Италию.

«У меня нет точных доказательств, но мне кажется, что музыканты были евреями», - говорит Прайор.

Косвенным подтверждением еврейского происхождения музыкантов может послужить история заключения под стражу неких скрытых евреев, произошедшая во время правления того же монарха. Прослышав о том, что некие португальские марраны (евреи, насильственно обращенные в христианство) продолжают тайно исповедовать иудаизм, Генрих VIII приказал посадить их в тюрьму. Благодаря этому поступку король надеялся снискать расположение императора Карла V. Посланник императора в Англии одобрил аресты, но тут совершенно неожиданно за осужденных вступились сестра Карла, а также король Португалии, и в конце концов «тайные евреи» были отпущены на свободу.

По косвенным намекам в переписке монархов и их приближенных Прайор сделал предположение, что попавшие в Тауэр марраны и были теми самыми придворными скрипачами. Действительно: двое тайных евреев успели умереть в тюрьме, не дождавшись освобождения, и завещание одного из них в качестве свидетелей подписали четверо музыкантов королевского двора. Из этого документа Прайор узнал, что сам умерший и по меньшей мере один из свидетелей-музыкантов носили еврейские фамилии. По-видимому, концы таинственной истории сходятся: разоблаченные тайные евреи и были теми самыми придворными скрипачами.

У Прайора есть и другая гипотеза в подтверждение того, что скрипка - еврейский инструмент. По мнению ученого, основанного на анализе их фамилии, итальянская семья Амати - знаменитые изготовители первых скрипок - возможно также еврейского происхождения. Скрипки и виолончели Амати отличаются изысканной формой и бесподобным звучанием. Учеником Амати был прославленный скрипичный мастер Антонио Страдивари.

Однако точку зрения Прайора можно и оспорить, замечает музыковед Александр Кнапп из Лондонского университета: «Виола была известна в Италии и в других регионах Европы и до изгнания евреев из Испании. Нельзя утверждать, что этот инструмент появился в Испании, а затем был перевезен в Италию».

Но даже если еврейский народ и нельзя назвать изобретателем скрипки, евреи славятся своими скрипачами. Среди знаменитых композиторов и исполнителей XVIII-XIX веков - Соломон Росси, Йозеф Йоахим, Фердинанд Давид, Генрих Венявский и Фриц Крейслер; XX век подарил миру Яшу Хейфеца, Давида Ойстраха и Мишу Эльмана, а из известнейших скрипачей современности можно вспомнить Ицхака Перлмана, Шломо Минца, Пинхаса Цукермана, Гила Шахама, Джошуа Белла, Хагая Шахама, а также Владимира Спивакова и Максима Венгерова.

«Скрипка всегда была еврейским инструментом, - убежден израильский скрипач Вадим Глузман. -Надеюсь, меня не сочтут шовинистом, но это факт: большинство величайших скрипачей были евреями. Я чувствую себя следующим звеном и ощущаю на своих плечах груз поколений».

Откуда такая глубокая привязанность именно к скрипке? Популярна легенда о том, что евреи, будучи кочевым народом, и музыкальный инструмент выбрали компактный. Но почему тогда, к примеру, не флейту?

Флейта не могла так пленить еврейскую душу, как скрипка, говорит профессор Кнапп:

«Струнные музыкальные инструменты источают силу и страсть, они мгновенно берут за сердце».

«Сила и страсть» вообще очень характерны для еврейской музыки, считает израильский скрипач Хагай Шахам. Поэтому столь привычный клезмерам кларнет все-таки не прижился среди большинства еврейских музыкантов. «Скрипка - куда более сложный инструмент и намного более универсальный,- говорит Шахам. - К тому же, в оркестре гораздо больше скрипачей, чем кларнетистов. Так что скрипачу легче найти заработок».

В начале XX века скрипка (наряду с шахматами) становилась для еврейских детей в Восточной Европе одной из немногих возможностей сделать успешную карьеру.

«Быть принятым в Петербургскую консерваторию означало получить пропуск в большой город. Так что скрипка стала инструментом надежды, - рассказывает Вадим Глузман. - Все эти музыканты-вундеркинды - Миша Эльман, Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Натан Мильштейн - были единственной надеждой своих семей».

Это превратилось в своеобразное соревнование, добавляет он: каждая еврейская мама считала своим долгом отдать ребенка учиться играть на скрипке - иначе она бы оказалась хуже соседки. Так, благодаря присущему евреям духу конкуренции, инструмент вошел в их повседневную жизнь.

В знаменитом американском мюзикле «Скрипач на крыше», поставленном по повести Шолом-Алейхема, герой, Тевье-молочник, рассуждает: «Скрипач на крыше - звучит безумно, не правда ли? Но здесь, в деревне Анатовка, каждый из нас, можно сказать, скрипач на крыше, пытающийся извлечь приятную, простую мелодию, и не сломать при этом шею».

«Как мы сохраняем равновесие?» - задается риторическим вопросом Тевье. И тут же сам себе отвечает: «Традиции! Без наших традиций жизнь была бы шаткой, как... как скрипач на крыше!»

Материал подготовила Яна Савельева
Источник: jewish.ru/

image Click to view


Лайма Вайкуле - Скрипач на крыше
Картины - Misha Lenn

image Click to view


Charlie Chaplin / Yiddish Brodyaga

image Click to view


Duo Doorgedraaid (Quintus van Amstel & David Schwarzkopf): muzikaal clownstheater met slapstick en mime-elementen. Geinspireerd op de traditie van de "stomme film" zoals films van Charlie Chaplin, Buster Keaton en Harry Langdon. Daarnaast veel stijlkenmerken van muzikale komieken zoals Clown Grock (Adrien Wettach) en Mini en Maxi.

Impressies uit de voorstelling: "Alles went, zelfs een Pierement".

Muziek: David Schwarzkopf: "Rabbi's Rag", "Vice Versa Blues", "Klezmer-Improvisatie", Charlie Chaplin: filmmuziek uit "The Great Dictator", Frederic Chopin: "Dodenmars", Karl Berbuer: "Heidewitzka", Ludwig van Beethoven: 9de symfonie: "Ode an die Freude".

Bekijk hier de officiële website:
www.duodoorgedraaid.nl

культурология, слово, художественный фильм, музыка, жанроведение, язык живописи, концепт, художник, песня, видео, песни-нашего-двора, евреи, юмор, понятие, скоморошество

Previous post Next post
Up