Квинтессенция ар-деко

Dec 28, 2013 00:11




Лаврентьев Александр Николаевич, профессор МГХПУ им. С.Г. Стро-
ганова и МГУП
КВИНТЕССЕНЦИЯ АР-ДЕКО

Удивительно, как много событий истории графического дизайна сходится иногда в одной точке. В 1930-е годы знаменитая парижская словолитня Деберни-Пеньо, шрифты для которой среди прочих придумывал и знаменитый плакатист Кассандр (Cassandre, настоящее имя - Адольф Мурон) издавала журнал - “Arts et Metiers Graphiques” (AMG).






Похожую обложку Кассандра поместил в своей новой книге «Поэтика репродукции» Владимир Кричевский.

AMG и истории словолитни с 1748 по 1972 год посвящен отдельный сайт института технологии в Рочестере (Rochester Institute of Technology).

Словолитня Деберни основана еще в начале 19 века, а у истоков ее печатного бизнеса стоял не кто иной, как молодой Оноре де Бальзак, начинающий писатель, которого поддерживала деньгами сорокалетняя любовница, Луиза Антуанетта Лаура Де Берни. Издавая попутно всякую всячину, типа  «Искусство завязывать галстук» или «Искусство не обедать дома», партнеры добились успеха, но дело не развивали. Позже типографией занялась сама мадам Де Берни и передала ее своему сыну, который вместе со своими наследниками приобрел библиотеки деревянных шрифтов, древней Антиквы, каллиграфических шрифтов и нео-эльзевиров.

Густав Пеньо, владелец фирмы Пеньо, примерно в те же годы скупал остатки разорившихся словолитен, и лишь его сын Георг начал радикально обновлять рисунки в эпоху модерна. По его заказу плакатист Эжен Грассет отрисовал шрифт «Грассет», получивший признание на Всемирной выставке 1900 года. Георг работал и с Георгом Ориолем над типичными шрифтами ар-нуво: «Ориоль» и «Робур». В 1919 году с приходом в дело сына Георга? Шарля - словолитня снова начинает выпускать новые шрифты. Шарль заканчивает шрифт «Надин» и больше времени уделяет своим художественным наклонностям. Слияние с фирмой Деберни происходит в 1921.

После Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности 1925 года и триумфа стиля ар-деко Пеньо приглашает Кассандра (Адольфа Мурона), получившего на этой выставке первый приз за рекламный плакат для мебельного магазина “Au Bucheron” для разработки нового шрифта. (Не уверен, что это тот самый плакат).



Среди знакомых Кассандра были композитор-символист Эрик Сати, поэт и писатель, любитель каллиграм Гийом Аполлинер, художник-кубист Фернан Леже. Вместе с художником Жаном Карлу они создали группу, в задачи которой входило продвигать современную эстетику во всех областях дизайна. На этой общей почве и родился Союз современных художников (UAM - Union des Artistes Modernes). В группу наряду с писателем Жаном Кокто, архитектором Ле Корбюзье, художницей Соней Делоне вошел и Шарль Пеньо.



«Все вместе мы старались оторваться от стиля уцелевшего со времен Первой мировой войны. Неудивительно, что я пытался совершить в моей области то, что делали другие в своих». С 1926 года Пеньо как главный редактор начал готовить журнал Les Divertissements Typographique (дизайнер Максимилиан Вокс), где показывал шрифтовые сокровища своей словолитни. Первый номер 1928 года раздавался типографиям бесплатно.

Пеньо организовал отдельную студию, в которой по его мысли должны были выполняться заказы на рекламу с использованием шрифтов Деберни-Пеньо.

И, наконец начал издавать журнал “Arts et Metiers Graphiques”, превратившийся в форум новых идей в графических искусствах. Это было личное начинание Пеньо, основанное целиком на самоокупаемости, без дотаций со стороны словолитни.

Проект был амбициозным. Он должен был стать самым лучшим, самым дорогим, самым технически совершенным, самым качественным, самым свежим по материалам, самым, самым. Шарль Пеньо, владелец словолитни, «директор» издания и главный редактор Франсуа Хааб сделали из издания и пособие по стилю в графическом дизайне.

Демонстрация шрифтов и типографики начиналась на титульном листе.




И продолжалась в заголовках и на рекламных страницах







Гимн королевских печатников дан в фотографиях с гранок, свинцового набора







Все, что относится к бумаге, литерам подавалось с тщанием и любовью от каталогов бумажных фирм…




…до клинописи







В 1927 году его набирали шрифтом «Надин», в конце 1920-х - «Европой», затем - «Пеньо» - дебют на Всемирной выставке 1937 года, которой была посвящен специальный номер




В 1929 Пеньо покупает права на созданный в Баухаузе Паулем Реннером шрифт Футура, который предназначался для немецкой словолитни Бауэра. Шрифт был пущен в продажу под коммерческим названием «Европа». В том же 1929 он выпустил шрифт Кассандра «Bifur».

С конца 1927 года журнал выходил 6 раз в год. Всего до закрытия 1939 года вышло 68 номеров. Шрифтовая тема обложки менялась от года к году. Номер 23 - обложка Жоржа Ланга:
















Номер 25 - Кассандра










Номер 39 - Н.Ванковича.







Почти в каждом номере были плакаты или проекты Кассандра,













Жана Карлю (Jean Carlu), в том числе и антивоенные под эгидой Лиги Наций




Рекламные плакаты мастеров ар-деко, среди них Рибе (Ribes), Савиньяк (Savignac, “Raymond”), Натан (Nathan), Жюно (Junot)




Постоянной темой была и фотография. В составе библиотеки журнала были и фотографические альбомы. В 1934 году рекламировался альбом Брассаи «Ночной Париж». Публиковались фотографии Ман Рея, Брассаи (справа)




Рекламировались фотоальбомы, собственная фотостудия, печатали примеры фоторекламы...










...рисунки Пикассо и Матисса, репродукции работ Брака, Леже, Тулуз-Лотрека.




Даже Пушкина.




В одном из номеров был материал о Натане Альтмане с его проектом обложки журнала




AMG - это первый журнал о графическом дизайне с максимально широким культурным кругозором. Не только шрифты или реклама, но и современная фотография и графика, история печатного искусства, показ образцов полиграфических техник и печати на любых материалах.










И по тому, как он сделан, можно учиться акцентировке материала, композиции разворотов и иллюстраций. Особенно развороты про то, как делают глобусы из номера 39 за 1934 год.
















В Москве журнал получали Кукрыниксы, трио политических карикатуристов.

Известно, что с 1928 по 1930 год Бродович, кроме своей основной работы в студии интерьерного дизайна «Офелия» при универмаге “Trois Quartiers”, выполнял заказы для ассоциации коммерческих дизайнеров Le Cercle по оформлению редакционных материалов для AMG.

Вполне возможно, что именно здесь Бродович подсмотрел (или опробовал) принципы сквозного монтажа разворотов, в которых текст и иллюстрация решены в единой композиции, а затем перенес все это на свой знаменитый Харперс Базар.

В 1952 Пеньо стал партнером американской компании «Фотон» по разработке системы фотонабора, а в1957 - выпустил Универс Фрутигера в двух версиях: «горячей» и фотонаборной. И ATypI - тоже детище Пеньо, который был озабочен «воровством» начертаний гарнитур.

Послевоенное издание шрифтов, наверное, было последним в динамичной истории AMG





Источник: http://kak.ru/columns/stengaz/a5178/

Комментарии:

23:18 16.12.2007 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Очень хороший интересный материал. Но почему Жорж Пеньо и Жорж Ориоль вдруг наваны по немецки "Георг"? Это поразительно, потому что все остальные французские имена и названия абсолютно правильные
23:27 16.12.2007 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Кстати, фотонаборная система "Фотон" была основана на первом в мире французском фотонаборном аппарате Lumitype, переименованном в целях маркетинга. Партнером Пеньо в Англии была известная фирма Crossfield Electronics, в которой работал тогда молодой Мэтью Картер, сделавший для нее свои первые шрифты: Southwark Small Ad (1963), Colophon Greek (1963), Auriga (1965)

культурология, зримое слово, книжный мир, Франция, комбинаторика, формализм

Previous post Next post
Up