Как поживает Баба-Яга?

Nov 26, 2013 17:36

Как поживает Баба-Яга? «Бабизм-ягизм в наши дни».
Автор: К. Ю. Старохамская

Хотя Хеллувин уже прошел, но впереди еще ночь перед Рождеством. Поэтому можно и нужно поразмышлять о персонажах - представителях темных сил. Вот например, Баба-Яга. Она мне чем-то близка. Правда, на ШЖ уже есть замечательная статья «Откуда взялась Баба Яга?» - так что пол-работы уже сделано. Статья очень толковая и познавательная, но трактовка образа Бабы-Яги дана там больше в историческом и этнографическом плане.

А что в наше время? Размышляя про образ Бабы Яги, никак нельзя обойти знаменитое сочинение Марка Розовского: Образ бабы-яги - уходящей бабы прошедшего времени. М. Розовский. Школьное сочинение.

План.

I. Вступление. Историческая обстановка в те ещё годы.
II. Главная часть. Показ бабы-яги - яркой представительницы тёмных сил. Черты бабы-яги.
1. Положительные:
а) смелость;
б) связь с народом;
в) вера в будущее.
2. Отрицательные:
а) трусость;
б) эгоизм;
в) пессимизм;
г) костяная нога.
III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.

О Бабе-Яге пишут и думают много разного! Исследователь украинского и русского фольклора А. Подъяпольский убедительно доказывает, что Баба-Яга родом из Индии, а имя Яга - не что иное, как женский род от слова «йог». А вот по мнению ученого Ю. Росциуса, доказательством прилета на Землю в далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе-яге:

«Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа - деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у бабы-яги - она металлическая. Полет бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов: "Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало". Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлетно-посадочное устройство.

В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего еще могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к бабе-яге за огнем. Та дает ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное с точки зрения людей, живших много веков назад, - глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и ее дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии.» Вполне объясним этим предположением и пугающий облик бабы-яги: «Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими». (М.Таранов «Интересная газета. Загадки цивилизации» № 9 2007 г.).

А вот как описывает Бабу-Ягу и ее пугающий облик исследователь древней языческой культуры славян Глинка (это описание датируется началом 19-го века): «Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом.»

Жаль, что до Бабы-Яги не добрался Э.фон Деникен, автор фильма «Воспоминание о будущем» и книг «Золото богов», «Инопланетяне среди нас» и др., а то мы бы узнали о ней еще много интересного!



Бессменная Баба-Яга советских фильмов - Г.Милляр    В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием. Главной Бабой-Ягой Советского Союза был, конечно, Георгий Милляр (1903-1993). Многое в творческой жизни Георгия Милляра связано с именем известного мастера детского кино А. А. Роу. «В 16 сказках Роу Милляр сыграл 30 ролей, то есть в каждой сказке у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская.

Галерея









RICHARD DEWOLFE



Г.Милляр (с женой).
   Это сейчас кажется, что Милляр - идеальная Баба-Яга, а тогда сказка только-только зарождалась, и режиссер даже не мог определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю».

Шутки и афоризмы Милляра передавались среди артистов. «Алфавит Милляра» - своего рода литературно-кинематографический раритет. Его переписывали от руки, перепечатывали, но Георгий Францевич постоянно добавлял что-нибудь новое. Например, на «Б»: «Богиня кинематографа - Хмельпомена». Или на «В»: «Валидол - аристократическая закуска к коньяку».

Актеры, гримеры и костюмеры, с которыми работал Милляр, рассказывают, какой это был увлеченный, самоотверженный и изобретательный актер. Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев, вставлял свои «фишки» (например, забавно скрючивал большой палец руки), правил сценарий. Помните, «Ква-ква-квалификацию» в «Королевстве кривых зеркал»? Это Милляр. И Бабу-Ягу тоже он родил. «В Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга? - говорил Милляр. - А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».

Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми:
1938 По щучьему веленью
1939 Василиса Прекрасная
1941 Конек-горбунок
1952 Майская ночь, или Утопленница
1957 Новые похождения Кота в сапогах
1959 Марья-искусница
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 Королевство кривых зеркал
1964 Морозко
1964 Обыкновенное чудо
1969 Варвара-краса, длинная коса
1972 Золотые рога
1975 Финист - ясный сокол
1976 Деревня Утка
1976 Пока бьют часы и так далее. А ведь он еще и в театре играл, и мульфильмы озвучивал.

Это был очень скромный человек, а многие пользовались его доверчивостью. Материально он так себе ничего и не заработал. Ни дачи, ни машины… Правда, выпить любил, но никогда не опускался. Одевался скромно, но чистенько и ладненько. На концерте обязательно был в отглаженной рубашке с бабочкой, в петлице - хризантема. Дома тоже не позволял себе расслабляться и ходить в мятом.

Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в киноконцертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-ягу и подписал: «С любовью, Г. Ф. Милляр». Он говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребетеночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал свой старенький, но аккуратненький и чистенький костюмчик, надел любимую бабочку и сел ждать звонка… Но так и не дождался… То ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за 85-летним актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему о том, что все отменяется… Картинки с нарисованными Бабусями разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино.» (Татьяна Богданова, АиФ № 21 (27) от 3 ноября 2003 г.)

Ну и, конечно, нельзя обойтись без замечательных бабок-ёжек из мульфильма «Летучий корабль». © Союзмультфильм, 1979 г. Режиссёр: Гарри Бардин, автор текста песни Ю. Энтин, автор музыки М. Дунаевский:

ПРИПЕВ
Растяни меха, гармошка,
Эх, играй, наяривай,
Пой частушки, бабка-ёжка,
Пой, не разговаривай!
Я была навеселе
И летала на метле,
Ой, сама не верю я
В эти суеверия!
Шла лесною стороной,
Увязался чёрт за мной,
Думала - мужчина.
Что за чертовщина?
Повернула я домой,
Снова чёрт идёт за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему!
Самый вредный из людей -
Это сказочник, злодей!
Вот уж врун искусный,
Жаль, что он невкусный!
ПРИПЕВ

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10720/
© Shkolazhizni.ru
............................................................................................

По следам пращуров с Олесем Бузиной

История существования и развития любого народа всегда сопровождается накоплением этнического "багажа". И чем глубже исторические корни народа, тем более богат и многогранен его этнос. Новая программа "Следами пращуров с Олесем Бузиной" расскажет зрителю максимально достоверную информацию о настоящем значении славянского этноса.

Ведь многие люди передают из поколения в поколение истории о непонятных существах, прыгают в Купальскую ночь через огонь, не отдают вещи через порог, не моются в понедельник, расшивают одежду странной символикой, разрисовывают пасхальные яйца, кладут детям подарки под подушку в день Святого Николая. Откуда пошли эти традиции и суеверия, осознанно ли люди придерживаются их или по привычке, а также нужно ли это делать - выяснит ведущий Олесь Бузина.

1. Дело Бабы Яги

"По следам пращуров с Олесем Бузиной". (13.12.2010 г.)

Видео для авторского сайта Олеся Бузины www.buzina.org

image Click to view

Олесь Бузина, художественный фильм, мемы, язык тела, сказка, магия, имя собственное, известные люди, Россия, телепередача, страноведение, русский язык, украинский язык, Украина, славянские языки, видео, этнолингвистика, русская культура, фольклор, славяне, мультфильм, этнопсихология, ритуал

Previous post Next post
Up