"Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко"

Nov 04, 2013 18:23


Собеседник, 22 октября 2013 г.
Режиссер фильма "Диалоги с Евгением Евтушенко" раскрыла все тайны съемок Сабурова Ольга



Во вторник, 22-го, а также 23 и 24 октября «Первый канал» представит уникальную премьеру - фильм, в котором писатель, музыковед Соломон Волков, известный своими интервью с Иосифом Бродским и Дмитрием Шостаковичем, беседует с Евгением Евтушенко.

По словам режиссера Анны Нельсон, это интервью поэта «стало своего рода исповедью в конце его жизненного пути».

- Анна, на каком этапе съемочная группа «Первого канала» присоединилась к организации встречи Волкова и Евтушенко?

- Чуть более года назад Евгений Евтушенко написал письмо Соломону Волкову. В письме Евтушенко сообщал, что готов к большому итоговому разговору и только с Волковым. Соломон Волков обратился ко мне. Я - к руководству «Первого», которое без колебаний поддержало идею кино. По сути, «Первый канал» в моем лице и выступил организатором встречи. За несколько недель до записи нужно было решить множество логистических задач. Встреча требовала участия немалого количества людей и аппаратуры: операторы, камеры, свет, звук, мы с Соломоном летели из Нью-Йорка... Все отправились в Талсу, где нужно было выбрать место для съемки, куда мы могли бы вывозить Евтушенко, которому каждый шаг тогда давался непросто...

- Какова была ваша роль в процессе беседы?
[Spoiler (click to open)]

- Во время записи моей главной задачей было сделать так, чтобы о моем присутствии и о камерах забыли и Евтушенко, и Волков. Ведь формат исповеди не подразумевает свидетелей. Напоминать о себе мне приходилось лишь в те моменты, когда речь заходила о событиях, теперь уже понятных только Волкову и Евтушенко. В таких случаях я просила расшифровывать или переговаривать какие-то вещи.

Основная работа началась уже потом, когда в моих руках оказались 50 часов записей разговоров. Мне казалось чрезвычайно важным сохранить формат «диалога». Знаете, о Евтушенко было снято очень много фильмов, и, к сожалению, даже тогда, когда он говорил какие-то очень важные вещи, его зачастую не слышали и не слушали. За штампами «шестидесятничество» или, там, «оттепель» замылилась суть, пропал сам Евтушенко. А мне надо было сделать так, чтоб его УВИДЕЛИ и УСЛЫШАЛИ! Открыли глаза и уши. Именно для этого потребовалось снять еще примерно часов 60, если не больше, исходного материала. На работу над кино ушел почти год. Помимо всего прочего, я несла большую ответственность за то, какими увидит зритель двух великих людей - Евтушенко и Волкова. Для одного - чрезвычайно важная исповедь, для другого - очень закрытого человека - это первое появление на экране.

- Как вы думаете, почему у Евтушенко возникла потребность в подробном разговоре? Случайно, что он состоялся в Америке, а не в России?

- Думаю, потому что, наверное, наступил момент такой. А место - это скорее условность... такой разговор мог состояться где угодно. В том, что он произошел именно в Америке, нет ничего удивительного. Евтушенко уже более 20 лет живет в Талсе, штат Оклахома, а Волков - более 40 лет в Нью-Йорке.

- Кто (учитывая, что инициатива встречи исходила от поэта) вел беседу - Волков или Евтушенко?

- Роли постоянно менялись. Часто Евтушенко не нужны были вопросы, а нужен был понимающий до мельчайших деталей слушатель. А Соломон обладает в таких ситуациях действительно магическим даром слушать и слышать. Но в общем, это был именно диалог. Редкий по составу участников и по содержанию.

- Беседа действительно носит характер финального, итогового интервью?

- Да. По крайней мере, я, досконально изучив всё, что когда-то произносил и писал Евтушенко, могу засвидетельствовать, что прецедентов подобного разговора не было. Он рассказал всю жизнь - от рождения до сегодняшнего момента. После первого съемочного дня мне стало ясно, что все планы и графики катятся в тартарары.

Вместо запланированных 4 часов в день, у Евтушенко хватало сил говорить по 7 часов; вместо перерывов он ложился на диван и продолжал разговор. Вместо обеда он, испытывающий приступы боли в ноге, глотал горстями обезболивающее и т.д. В конце дня, когда камеры выключались, он уже с трудом мог встать. А на утро история повторялась. Это было довольно утомительное время, операторы, не выдерживая многочасовой записи, по очереди лежали на полу, чтоб снять спазм от напряжения в спине. А Евтушенко оказывался самым неутомимым - он был готов говорить-говорить-говорить. Потому что важного накопилось за всю жизнь много...

- Говорят, интервью не только самое полное, но и самое эмоциональное...

- Без сомнений, это было самое откровенное интервью за всю жизнь Евтушенко. Лишенное часто свойственной ему театральности напрочь. Он мог быть резким, ироничным, очень остроумным, использующим меткие словечки. И очень часто невероятно трогательным. Иногда дело доходило до слез.

- Было записано 50 часов, из которых, наверное, в эфир пойдет только десятая часть. Что планируете делать с остальным материалом?

- Остальной материал войдет в книгу диалогов, над которой сейчас ведётся работа.

- Запись проходила до или после операции по ампутации ноги? В каком настроении он был? Что он говорил о старости, болезнях?

- До операции. Но во время записи интервью Евтушенко испытывал острые боли. Нам даже пришлось соорудить некую конструкцию для съемок, чтобы, когда он сидел, его нога все время находилась в горизонтальном положении. Зритель этого, думаю, не заметит. О болезнях и старости Евтушенко не говорил. Напротив, когда включались камеры он преображался, у него расправлялись крылья. Это чудо мы все наблюдали каждый съемочный день.

- Что, по вашим наблюдениям, является в состоянии Евтушенко сейчас определяющим?

- Жажда жизни. Он очень любит жизнь.

- Какие у вас впечатления от семьи, от дома, в котором он живет?

- Мне приходилось бывать в этом гостеприимном доме и раньше. Это уютный профессорский дом в очень тихом городе Талса, любящая жена Маша, двое сыновей... Там красивая осень.

- Какие высказывания Евтушенко, услышанные за 10 дней, стали откровением лично для вас?

- Я бы сказала не суть высказываний меня поразила (хотя сказано было много удивительного), а, скорее, сущность самого Евтушенко. Он - огромный человек уходящей эпохи, которая сейчас забывается. Масштаб личности, если хотите. Он - последний.

- О чем ему было особенно важно сказать? Может быть, он специально просил какие-то мысли обязательно оставить?

- Ему было важно рассказать своих отношениях с Иосифом Бродским. Это драма. Почти Достоевский. Евтушенко мне, кажется, доверял. Он ни о чем не просил. Ему важно было произнести, договорить...


"Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко". Фильм первый

Эти "Диалоги" - записанное на камеру интервью Евтушенко, которое стало своего рода исповедью поэта.
 Родилась идея "Диалогов" при необычных обстоятельствах. Евтушенко, начиная с 70-х годов, полемизировал с Иосифом Бродским - единственным поэтом, которого считал себе ровней и соперником. Этот заочный спор Евтушенко с Бродским сводился по сути к главному вопросу - болевой точке: кто из них является первым поэтом современной России. В этом споре важнейшее значение приобрели опубликованные много лет назад диалоги Иосифа Бродского с Соломоном Волковым.
 Писатель, музыковед Соломон Волков получил известность как интервьюер Дмитрия Шостаковича ("Свидетельство") и Иосифа Бродского ("Диалоги с Иосифом Бродским"). Обе книги, вышедшие за рубежом еще в советские времена, вызвали большой резонанс. Беседы с Шостаковичем радикально изменили имидж композитора на Западе, а беседы с Бродским - "расшифровали" личность поэта для широкой аудитории. Обе книги стали для России культурологическими вехами.

Толчком в создании этого фильма стало письмо Евтушенко Волкову:

"Дорогой Соломон! У меня есть к тебе предложение. Я готов к разговору. Если тебя это заинтересует, наш разговор станет единственным большим интервью, подытоживающим все эти 80 лет жизни поэта, которого при жизни называют великим в разных странах. А правда это или неправда - надо еще разобраться.

Я благодарен тебе на всю жизнь за то, что ты - единственный человек на свете, который возражал Бродскому, когда он незаслуженно оскорблял меня. Это в моих глазах дорого стоит. Ни в коем случае это интервью не связано ни с какими мстительными мыслями. Я считаю Бродского человеком, с которым мы ещё не договорили. (…) Может быть, эта история, которая произошла между нами, (…) послужит предупреждением всем другим, (…) чтобы не терять друг друга при жизни. Не терять взаимопонимания"…
  [Spoiler (click to open)]

Они встретились в городе Талса, штат Оклахома, где Евтушенко живет и работает уже более 20 лет. Эта напряженная беседа, которая длилась 10 дней и уложилась в 50 с лишним часов, проходила в присутствии корреспондента Первого канала Анны Нельсон, которая начала работу над трехсерийным документальным фильмом. Его показ начнется 22 октября. Итогом стала самая подробная искренная и эмоциональная киноавтобиография поэта - начиная с его детства до последних событий. Зритель увидит Евтушенко, откровенно рассказывающим о многих, прежде скрытых эпизодах своей длинной жизни. В фильме использованы уникальные фото- и видеоматериалы.

На вопрос, не повлияло ли присутствие камер на ход разговора Волкова с Евтушенко, Анна Нельсон отвечает:

- Напротив, камеры придавали остроту диалогу, они подстегивали тяжело больного Евтушенко к еще большей эмоциональности и откровенности. Все участники съемки оказались свидетелями некоторого чуда: по команде "Мотор!" Евтушенко мгновенно преображался, забывая о своем возрасте и недуге. "Свет Юпитеров" вливал в него силы.

По словам Волкова, перед ним во всей ее яркости и противоречивости раскрылась не только личная судьба Евтушенко, но и значение и уникальность всей эпохи 60-х годов, которая после многих лет недооценки и иронического к ней отношения, вновь предстает перед нами как один из важнейших этапов жизни России в 20 веке.



"Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко". Фильм второй


"Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко". Фильм третий

И. Бродский, телепередача, Е. Евтушенко, документальный фильм, литературовед, слово о словах, поэт, поэзия

Previous post Next post
Up