Психология когнитивных стилей

Jul 27, 2013 10:42



Некоторые думают, что стиль - это фантазия.
В действительности стиль - это правда. Даже
если моя правда заключается в том, чтобы
слушать, как кричат динозавры...

Рэй БрэдбериЭпиграф к монографии М. А. Холодной "Когнитивные стили. Теория индивидуального ума" (2-е изд., Москва и др., 2004, в pdf-формате)

Марина Александровна Холодная - российский психолог, профессор, д.пс.н., заведующая лаб. психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина Института психологии РАН. Известна прежде всего исследованиями в сфере психологии интеллекта, одарённости, педагогической психологии и когнитивных стилей.

Из монографии

Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.

Ведь что такое стиль? Стиль - это свидетельство некоторой уникальности, выделенное™ из множества других людей, это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации. Действительно, найти свой стиль и уметь его поддерживать - это свидетельство таланта и личного мужества, это всегда знак индивидуальности.

Лекция "Психология когнитивных стилей"

Часть 1
Психология когнитивных стилей представляет одно из направлений изучения природы индивидуальных различий интеллектуальной деятельности человека. В рамках данной лекции М.А. Холодная рассказывает о тех преимуществах, которые предоставляет стилевой подход, а также о противоречиях, с которыми он сталкивается. В начале лекции обращается к словарным определениям лексемы "стиль", затем рассматриваются истоки и основные этапы становления понятия «стиль» и стилевого подхода в психологии. Определение и признаки понятия «когнитивный стиль». Инновации и проблематизации стилевого подхода. Классификация когнитивных стилей: двумерная матрица Ч. Носала. Далее приводятся примеры противоречий в исследованиях когнитивных стилей: полезависимости-поленезависимости, ригидности-гибкости познавательного контроля, узкого и широкого диапазона эквивалентности, когнитивной простоты-сложности. Обсуждаются гипотезы для объяснения противоречий в исследованиях когнитивных стилей. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности. Разбираются критерии отличия способностей от стилей (по Уиткину) и их критика. Обосновывается некорректность противопоставления когнитивных стилей и способностей. Психологическая неоднозначность основных традиционных стилевых показателей. В конце лекции в качестве основной гипотезы для объяснения противоречий стилевого подхода М.А. Холодная предлагает рассматривать когнитивный стиль как квадриполярное измерение.

image Click to view



Часть 2
В продолжении предыдущей лекции рассматривается основная гипотеза для объяснения противоречий стилевого подхода: когнитивный стиль трактуется как квадриполярное измерение. Разбираются три существующих противоречия: эффект продуктивности интеллектуальной деятельности, эффект мобильности стилевых характеристик и эффект крайних значений когнитивных стилей. Проводится анализ основных когнитивных стилей как квадриполярных измерений: полезависимость-поленезависимость, узкий-широкий диапазон эквивалентности, ригидный-гибкий познавательный контроль, импульсивность-рефлективность, когнитивная простота-сложность. Обсуждается феномен расщепления полюсов когнитивных стилей: методические и теоретические выводы. Выделение механизма непроизвольного интеллектуального контроля. Рассматриваются эмпирические эффекты «расщепления» когнитивных стилей, полученные с помощью кластерного анализа. Во второй части лекции когнитивные стили рассматриваются как метакогнитивные способности, выступающие как индикаторы сформированности непроизвольного интеллектуального контроля. Такое рассмотрение когнитивных стилей иллюстрируется на примерах экспериментальных данных по нескольким когнитивным стилям. В заключении лекции разбирается модель, иллюстрирующая роль непроизвольного интеллектуального контроля в регуляции индивидуального поведения. Обсуждается вопрос "Сколько у человека когнитивных стилей?"

image Click to view

когнитивистика, лекция, стиль, книжный мир, стилистика, концепт, психология, видео, психолингвистика, когнитивный стиль, понятие

Previous post Next post
Up