Кидалт, или взрослые дети - взрослый человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения. В психологии для обозначения этого склада личности используется латинский термин puer aeternus*. <...> Впервые слово зафиксировано в 1985 году в газете The New York Times для описания мужчин 30 лет и старше, которые увлекаются мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и бесполезными, но красивыми и часто дорогими гаджетами.
* Puer aeternus (лат. «вечный мальчик») - один из юнгианских архетипов: ребёнок, который не желает взрослеть. Для этого архетипа присуще упорное нежелание принимать на себя ответственность, свойственную взрослому возрасту, своего рода неизбывный инфантилизм. Ему противопоставляется senex - «вечный старик».
Слово "кидалт" - это контаминация (словослияние, или словостяжение) английских слов kid - ребёнок и adult - взрослый. Слово, образованное таким способом, также называют "слово-бумажник" (англ. portmanteau word). Изначально термин был введён лингвистами для обозначения авторских слов, созданных и используемых Льюисом Кэрроллом в книгах «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». В других языках употребляются такие термины, как «чемодан» (англ. Portmanteau, нем. Kofferwort) или «телескоп» (норв. Teleskopord, рум. Cuvânt telescopat).
Программа "100 процентов".
Автор - Инна Кулеба
Сюжет о кидалтах - людях, которые не хотят взрослеть.
Click to view
1-ый канал
Взрослые как дети
Про инфантильных личностей и кидалтов, а также креативность
Марк Сандомирский Click to view
Эти взрослые дети кидалты
Изобретенный эстетствующими англичанами термин «кидалт» последнее время мелькает на страницах прессы лишь немногим реже, чем «парламентские выборы», «третий срок» и им подобные насущно-актуальные словосочетания.
Изобретенный эстетствующими англичанами термин «кидалт» последнее время мелькает на страницах прессы лишь немногим реже, чем «парламентские выборы», «третий срок» и им подобные насущно-актуальные словосочетания. Так что я даже, пожалуй, отойду от традиции и не стану объяснять в скобках, от каких англоязычных основ он образован - уже и сами все знаете.
Я также не соглашусь с общепринятым мнением о том, что якобы феномен кидалтизма есть порождение нашего времени, когда будущее приходит так быстро, что на настоящее не остается времени. Потому что еще прекрасно помню, как в конце 80-х, когда не было ни DVD-плееров, ни телеканала 2х2 (точнее, был, но по формату не чета нынешнему), меня неприятно удивляло количество взрослых, приходивших в советские кинотеатры на мультики вроде «Ловушки для котов». Инфантилизм стар как мир - еще Экзюпери любил поразглагольствовать о том, что настоящий мужчина всегда должен оставаться ребенком и blah-blah-blah. Просто раньше не было ни модного термина (молодцы все-таки англичане!), ни компьютерного «вирта», ни такого количества визуализированных Гэндальфов на единицу населения.
Армену Хазарджяну 30 лет. Этот успешный юрист, отец двоих детей и владелец собственного адвокатского бюро, с удовольствием вспоминает, как в самом конце 90-х, на заре своей корпоративной карьеры, чуть было этой самой карьеры не лишился. Неформальная, но очень важная встреча с клиентами-иностранцами проходила в сауне, и начальство, взявшее с собой неоперенного еще тогда молодого сотрудника, чуть не провалило переговоры, когда последний вышел из парилки и продемонстрировал клиентам огромных Бивиса с Баттхедом, вытатуированных на полспины. «Слава богу, клиенты были американцами, а не какими-нибудь албанцами, поэтому ни Бивис, ни Баттхед не произвели на них ровным счетом никакого впечатления, - вспоминает Армен. - Мои боссы тогда ушли из сауны с выгодной сделкой, а я, как ни странно, неплохо проявил себя при ее заключении. Так что никаких репрессий по отношению ко мне предпринято не было, за исключением того, что в сауну меня больше никогда не приглашали».
Стоит ли говорить - Бивис и Баттхед до сих пор красуются на его спине, и вечерние «передачи» с их участием на канале 2х2 Армен старается не пропускать. «Если хотите, можете называть меня кидалтом, - заявляет он, - но представителем какого-то особенного сословия я себя не считаю. Нет никакого феномена инфантилизма, есть феномен журналистских клише. Взрослые состоявшиеся мужчины всю жизнь ходили, к примеру, на рыбалку или футбол. Я считаю, что и мультфильмы, и компьютерные игрушки - все это из той же серии, только со скидкой на хайтек».
На социальное явление новейшей истории кидалтизм действительно вряд ли тянет. Скорее, это модная в определенных кругах тенденция, помогающая вполне успешным «винтикам системы» (©) выразить свое истинное отношение к изменчивому миру, который под них так и не прогнулся. Весьма доходчиво, хоть и ернически, это описал продюсер НТВ Сергей Евдокимов: «С режимом лучше всего бороться, лежа на диване с поп-корном и пультом дистанционного управления. Щелк! - и ненавистный режим оказался за пределами твоего сознания». Это если с житейско-человеческой точки зрения. А с психологической все еще проще.
«Журналисты абсолютно неправомерно окрестили такую склонность инфантилизмом, потому что инфантилизм - это термин из психиатрии, - говорит психолог Марина Львович. - Но страсть взрослых мужчин (а в основном это мужчины) к детским развлечениям имеет вполне логичное объяснение. Абсолютно любой человек находится в зависимости от социально-поведенческих архетипов, и лишь у 10 - 20% в современном обществе эта зависимость не вызывает никаких внутренних противоречий. Наиболее распространенной формой защиты от этих противоречий всегда был эскапизм - иллюзорная, но все же форма ухода от реальности. Так называемый кидалтизм есть не что иное, как мягкая и поверхностная форма эскапизма».
Свое веское слово в изучении феномена кидалтизма сказали, конечно же, и социологи. Как только появился «свеженький» термин, в печать тут же полилась статистика разной степени достоверности. Нарисовали типовой портрет: мужчина под 30 и старше, средний класс, работает преимущественно в офисе, IQ средний и выше (а кто думал, что ниже, тот сам такой), почти всегда холост.
Объяснили и мотивацию: в детстве по технически-хронологическим причинам был лишен компьютера, приставки, мультсериалов, поставленных на поток, и т. д.; опять-таки, в душе ненавидит общепринятую модель человеческих взаимоотношений, но стесняется об этом сказать. Отметили важный нюанс: степень «успешности» человека во взрослой жизни от приверженности детским увлечениям никак не зависит. Говорить о научной ценности подобных исследований мы не будем: они есть, и каждый вправе оценить их по собственной шкале.
При этом факт, что, в отличие от ученых, мало кто из кидалтов (ну хорошо, так называемых кидалтов) вообще склонен считать себя членом какой-либо социальной группы и тем более думать о каком-то там внутреннем протесте. Виктор Милютин, менеджер среднего звена: «Протестовал я лет 10 - 15 назад, когда носил серьги в ушах и ходил пьяный на концерты групп типа «Чудо-Юдо» и «Пурген». Сейчас мне странно, что кто-то вообще на серьезном уровне пытается обсудить мою «проблему» пристрастия к развлечениям, которые принято считать детскими. Во-первых, это все равно, как если бы социологам вдруг приспичило объединить в один класс поклонников, скажем, Аллы Пугачевой или боевиков со Шварценеггером. Во-вторых, если бы это действительно были детские развлечения, то не сняли бы третьей части «Шрека» и не продавали бы столько пиратских копий Oblivion. А в-третьих, «несолидный» досуг был присущ людям всегда. Бивиса с Баттхедом, Симпсонов и «Саутпарк» любили во все времена. Просто сейчас я открыто могу сказать об этой любви на работе, а раньше, как и все остальные, был более «зачехленным». Теперь же до всех, наконец, дошло, что человек, который говорит в курилке исключительно о политике и курсе акций на бирже, вовсе не обязан быть более крутым специалистом, чем тот, кто обсуждает последние события в SecondLife».
В заключение стоит сказать, что, наверное, все же правильнее приписывать «детскость» не целым жанрам (мультфильмам, компьютерным игрушкам, etc.), а отдельным произведениям в рамках этих жанров. Сейчас я время от времени смотрю с дочкой мультяшки, которых не видел уже лет 20. И, знаете ли, на трезвую взрослую голову ой как чувствуется разница между, к примеру, «Колобком» и «Голубым щенком», который даже в «мое» время большинство детей, не знакомых ни с понятием авангардной графики, ни с темой толерантного отношения к меньшинствам, попросту ненавидели.
Так что, может быть, и вправду нет смысла говорить о каком-то глобальном феномене нашего времени. Гораздо полезнее (в том числе и с коммерческо-циничной точки зрения) признать факт, что 15% активных РС-геймеров составляют мужья «компьютерных вдов» и одинокие мужчины за 30, а Джоан Роулинг половиной своего состояния обязана вполне взрослым почитателям квиддича и очкастой звезды Хогвортcа. Это если не говорить о тех же социологах, усиленно выбивающих по всему миру гранты под исследования нового феномена, платных психологах с научными трудами, болливудских режиссерах «кино с Адамом Сэндлером» и простых российских ребятах с 2х2, к которым вот-вот, судя по всему, потянется серьезный рекламодатель.
По материалам статьи
Кирилла Бондарева.
Реклама воды Evian "Ребёнок во мне"
Click to view