Кидалт

Jun 26, 2013 20:01

Кидалт, или взрослые дети - взрослый человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения. В психологии для обозначения этого склада личности используется латинский термин puer aeternus*.  <...> Впервые слово зафиксировано в 1985 году в газете The New York Times для описания мужчин 30 лет и старше, которые увлекаются мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и бесполезными, но красивыми и часто дорогими гаджетами.

* Puer aeternus (лат. «вечный мальчик») - один из юнгианских архетипов: ребёнок, который не желает взрослеть. Для этого архетипа присуще упорное нежелание принимать на себя ответственность, свойственную взрослому возрасту, своего рода неизбывный инфантилизм. Ему противопоставляется senex - «вечный старик».

Слово "кидалт" - это контаминация (словослияние, или словостяжение) английских слов kid - ребёнок и adult - взрослый. Слово, образованное таким способом, также называют "слово-бумажник" (англ. portmanteau word).  Изначально термин был введён лингвистами для обозначения авторских слов, созданных и используемых Льюисом Кэрроллом в книгах «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». В других языках употребляются такие термины, как «чемодан» (англ. Portmanteau, нем. Kofferwort) или «телескоп» (норв. Teleskopord, рум. Cuvânt telescopat).

Программа "100 процентов".
Автор - Инна Кулеба
Сюжет о кидалтах - людях, которые не хотят взрослеть.

image Click to view



1-ый канал
Взрослые как дети
Про инфантильных личностей и кидалтов, а также креативность
Марк Сандомирский

image Click to view





Эти взрослые дети кидалты



Изобретенный эстетствующими англичанами термин «кидалт» последнее время мелькает на страницах прессы лишь немногим реже, чем «парламентские выборы», «третий срок» и им подобные насущно-актуальные словосочетания.


Изобретенный эстетствующими англичанами термин «кидалт» последнее время мелькает на страницах прессы лишь немногим реже, чем «парламентские выборы», «третий срок» и им подобные насущно-актуальные словосочетания. Так что я даже, пожалуй, отойду от традиции и не стану объяснять в скобках, от каких англоязычных основ он образован - уже и сами все знаете.
Я также не соглашусь с общепринятым мнением о том, что якобы феномен кидалтизма есть порождение нашего времени, когда будущее приходит так быстро, что на настоящее не остается времени. Потому что еще прекрасно помню, как в конце 80-х, когда не было ни DVD-плееров, ни телеканала 2х2 (точнее, был, но по формату не чета нынешнему), меня неприятно удивляло количество взрослых, приходивших в советские кинотеатры на мультики вроде «Ловушки для котов». Инфантилизм стар как мир - еще Экзюпери любил поразглагольствовать о том, что настоящий мужчина всегда должен оставаться ребенком и blah-blah-blah. Просто раньше не было ни модного термина (молодцы все-таки англичане!), ни компьютерного «вирта», ни такого количества визуализированных Гэндальфов на единицу населения.



Армену Хазарджяну 30 лет. Этот успешный юрист, отец двоих детей и владелец собственного адвокатского бюро, с удовольствием вспоминает, как в самом конце 90-х, на заре своей корпоративной карьеры, чуть было этой самой карьеры не лишился. Неформальная, но очень важная встреча с клиентами-иностранцами проходила в сауне, и начальство, взявшее с собой неоперенного еще тогда молодого сотрудника, чуть не провалило переговоры, когда последний вышел из парилки и продемонстрировал клиентам огромных Бивиса с Баттхедом, вытатуированных на полспины. «Слава богу, клиенты были американцами, а не какими-нибудь албанцами, поэтому ни Бивис, ни Баттхед не произвели на них ровным счетом никакого впечатления, - вспоминает Армен. - Мои боссы тогда ушли из сауны с выгодной сделкой, а я, как ни странно, неплохо проявил себя при ее заключении. Так что никаких репрессий по отношению ко мне предпринято не было, за исключением того, что в сауну меня больше никогда не приглашали».

Стоит ли говорить - Бивис и Баттхед до сих пор красуются на его спине, и вечерние «передачи» с их участием на канале 2х2 Армен старается не пропускать. «Если хотите, можете называть меня кидалтом, - заявляет он, - но представителем какого-то особенного сословия я себя не считаю. Нет никакого феномена инфантилизма, есть феномен журналистских клише. Взрослые состоявшиеся мужчины всю жизнь ходили, к примеру, на рыбалку или футбол. Я считаю, что и мультфильмы, и компьютерные игрушки - все это из той же серии, только со скидкой на хайтек».

На социальное явление новейшей истории кидалтизм действительно вряд ли тянет. Скорее, это модная в определенных кругах тенденция, помогающая вполне успешным «винтикам системы» (©) выразить свое истинное отношение к изменчивому миру, который под них так и не прогнулся. Весьма доходчиво, хоть и ернически, это описал продюсер НТВ Сергей Евдокимов: «С режимом лучше всего бороться, лежа на диване с поп-корном и пультом дистанционного управления. Щелк! - и ненавистный режим оказался за пределами твоего сознания». Это если с житейско-человеческой точки зрения. А с психологической все еще проще.

«Журналисты абсолютно неправомерно окрестили такую склонность инфантилизмом, потому что инфантилизм - это термин из психиатрии, - говорит психолог Марина Львович. - Но страсть взрослых мужчин (а в основном это мужчины) к детским развлечениям имеет вполне логичное объяснение. Абсолютно любой человек находится в зависимости от социально-поведенческих архетипов, и лишь у 10 - 20% в современном обществе эта зависимость не вызывает никаких внутренних противоречий. Наиболее распространенной формой защиты от этих противоречий всегда был эскапизм - иллюзорная, но все же форма ухода от реальности. Так называемый кидалтизм есть не что иное, как мягкая и поверхностная форма эскапизма».

Свое веское слово в изучении феномена кидалтизма сказали, конечно же, и социологи. Как только появился «свеженький» термин, в печать тут же полилась статистика разной степени достоверности. Нарисовали типовой портрет: мужчина под 30 и старше, средний класс, работает преимущественно в офисе, IQ средний и выше (а кто думал, что ниже, тот сам такой), почти всегда холост.

Объяснили и мотивацию: в детстве по технически-хронологическим причинам был лишен компьютера, приставки, мультсериалов, поставленных на поток, и т. д.; опять-таки, в душе ненавидит общепринятую модель человеческих взаимоотношений, но стесняется об этом сказать. Отметили важный нюанс: степень «успешности» человека во взрослой жизни от приверженности детским увлечениям никак не зависит. Говорить о научной ценности подобных исследований мы не будем: они есть, и каждый вправе оценить их по собственной шкале.


При этом факт, что, в отличие от ученых, мало кто из кидалтов (ну хорошо, так называемых кидалтов) вообще склонен считать себя членом какой-либо социальной группы и тем более думать о каком-то там внутреннем протесте. Виктор Милютин, менеджер среднего звена: «Протестовал я лет 10 - 15 назад, когда носил серьги в ушах и ходил пьяный на концерты групп типа «Чудо-Юдо» и «Пурген». Сейчас мне странно, что кто-то вообще на серьезном уровне пытается обсудить мою «проблему» пристрастия к развлечениям, которые принято считать детскими. Во-первых, это все равно, как если бы социологам вдруг приспичило объединить в один класс поклонников, скажем, Аллы Пугачевой или боевиков со Шварценеггером. Во-вторых, если бы это действительно были детские развлечения, то не сняли бы третьей части «Шрека» и не продавали бы столько пиратских копий Oblivion. А в-третьих, «несолидный» досуг был присущ людям всегда. Бивиса с Баттхедом, Симпсонов и «Саутпарк» любили во все времена. Просто сейчас я открыто могу сказать об этой любви на работе, а раньше, как и все остальные, был более «зачехленным». Теперь же до всех, наконец, дошло, что человек, который говорит в курилке исключительно о политике и курсе акций на бирже, вовсе не обязан быть более крутым специалистом, чем тот, кто обсуждает последние события в SecondLife».

В заключение стоит сказать, что, наверное, все же правильнее приписывать «детскость» не целым жанрам (мультфильмам, компьютерным игрушкам, etc.), а отдельным произведениям в рамках этих жанров. Сейчас я время от времени смотрю с дочкой мультяшки, которых не видел уже лет 20. И, знаете ли, на трезвую взрослую голову ой как чувствуется разница между, к примеру, «Колобком» и «Голубым щенком», который даже в «мое» время большинство детей, не знакомых ни с понятием авангардной графики, ни с темой толерантного отношения к меньшинствам, попросту ненавидели.

Так что, может быть, и вправду нет смысла говорить о каком-то глобальном феномене нашего времени. Гораздо полезнее (в том числе и с коммерческо-циничной точки зрения) признать факт, что 15% активных РС-геймеров составляют мужья «компьютерных вдов» и одинокие мужчины за 30, а Джоан Роулинг половиной своего состояния обязана вполне взрослым почитателям квиддича и очкастой звезды Хогвортcа. Это если не говорить о тех же социологах, усиленно выбивающих по всему миру гранты под исследования нового феномена, платных психологах с научными трудами, болливудских режиссерах «кино с Адамом Сэндлером» и простых российских ребятах с 2х2, к которым вот-вот, судя по всему, потянется серьезный рекламодатель.

По материалам статьи Кирилла Бондарева.

Реклама воды Evian "Ребёнок во мне"

image Click to view


новообразования, англицизмы, видео

Previous post Next post
Up