О загадках формирования языков: почему в английском предлог может оказаться в конце предложения?

Jun 17, 2019 21:41

Опубликовано 08.12.2018



«Не заканчивай предложение предлогом»

Правила грамматики любого языка существуют, как утверждают филологи, в основном для того, что сделать фразы максимально понятными и избежать двусмысленного толкования. Однако существуют и исключения: в английском языке существует правило, известное как preposition stranding илиP-stranding. Научная формулировка этого правила звучит так: «явление, когда при образовании вопроса или относительного предложения вопросительная группа выносится в начало (придаточного) предложения, а предлог, к которому она относится, остается "голым" в изначальной позиции (в русском языке это невозможно); примеры:

Which girl did John give the book to? - Какой девушке Джон дал книгу?

What would you like your tea with? - С чем вы хотите пить чай?

В качестве «висячего предлога» оказываются with, at, of. Англичане, оказывается, считают это правило, мучающее всех, кто учит английский, глупейшим и вносящим путаницу в смысл предложений, но следует ему - так уж повелось.

Это правило было в конце 17-ого века объектом активной борьбы известного писателя того времени Джона Драйдена. Он мечтал, чтобы английский школьник мог написать «With whom did you go?» - и не получил бы двойку.



Драйден, родившийся в 1631 году, современник Мильтона, был одним из самых плодовитых и амбициозных деятелей культуры эпохи Реставрации. Он умудрился стать первым поэтом, получившим официальную литературную премию, написал десятки пьес, поэм, сатирических памфлетов и, конечно, критических статей. Его собрание сочинений было издано Калифорнийским университетом уже в 20-м веке и заняло 20 томов!

Исследователь английской литературы профессор Стивен Цвикер из Вашингтонского университета Сент-Луиса обнаружил у Драйдена несколько высказываний, в которых он критиковал работы коллег «за отсутствие элегантности». Но именно эти критические высказывания сохранились каким-то образом в веках, и повлияли на современное развитие языка чудесным образом.



Ученые склонны объяснять успех грамматических нововведений Драйдена тем, что страна устала от революции Кромвеля - и после его смерти, и восстановления монархии, все образованные люди ощутили культурный голод, желание говорить на изящном английском. За время правления Кромвеля в Англии сильно упала грамотность, театры, из-за опасений политических высказываний, практически не работали, язык огрубел и опростел. Развитие языка затормозилось, в обиход вошли полуграмотные выражения. Драйден сегодня не очень известен, но во времена Реставрации был ведущей литературной звездой, и его слова служили некой рекомендацией, как надо. Цвикер считает, что у Драйдена были очень твердые представления о том, что считать хорошим, а что плохим стилем.

Современники-поэты и писатели Драйдена не любили, называли скучным, критиковали его политические взгляды, его толкования Овидия Горация и Вергилия. Драйден и в самом деле был приверженцем строгой классики, и критиковал даже Шекспира за его «не достаточно элегантный стиль». Цвикер считает, что именно из прекрасного знания латыни родилась мечта Драйдена переделать английское правило: на латыни предлог, preposition, как следует из первых трех букв слова, всегда предшествует существительному. Своего рода парадокс; Драйден поклонялся классике и вдохновлялся классической латынью, но при этом хотел стать модернистом. Он критиковал Шекспира и Бена Джонсона, а сам изобретал новые формы, которые затем стремился популяризировать.

Увы, борьба не принесла результатов - правило по-прежнему действует, и по-прежнему предлоги неэлегантно «свисают» на конце английских фраз. Почему так происходит - трудно сказать, многие языки грешат поразительными неправильностями, в формировании которых наверняка могли принять участие самые неожиданные факторы. Английский возник в результате смешения и влияния множества языков, и каждый из них внес свою лепту…
Источник: inostranka.ru

английский язык, стиль, латынь, Великобритания, грамматика, норма

Previous post Next post
Up