Духовный стих

Nov 20, 2018 20:20

Алексей Головастиков: "Серафима Евгеньевна Никитина - по основной профессии лингвист, но еще и крупнейший специалист по духовной культуре старообрядцев, духоборцев, молокан. Ездила в экспедиции в "глухие уголки", жила в среде этих конфессиональных групп, собирала их фольклор, который сама прекрасно исполняет. Родилась в 1938 году в Саратове, с 1970 года работает в Институте языкознания в Москве. Доктор филологических наук. Главный научный сотрудник Института языкознания РАН. Ведущий научный сотрудник Сектора живой традиционной культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва. Член Комиссии по этнолингвистике и Комиссии по изучению старообрядчества при Международном комитете славистов".

С. Е. Никитина. Русский духовный стих (лекция-концерт), 06.03.2018

image Click to view


Плейлист всех выступлений С. Е. Никитиной на ютьюб-канале Алексея Головастикова: 32 видео

Серафима Евгеньевна Никитина
Артём Киракосов

О ДРУГОМ И ДРУГИХ
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/3525/ - моя видеозапись с Вечера
семнадцать мгновений весны
8 \\ 17 Серафима Евгеньевна НИКИТИНА

об искусстве говорить и о искусстве петь…

Нет! так нельзя, нет! Я не лектор, хотя меня обзывают таковым. А ~~ драйв ~~ ? Где `драйв`? Нет! не могу! - ушёл! Не могу слышать, хотя понимаю - Серафима Евгеньевна - известный фольклорист, учёный-лингвист, экспедиционер, филолог, певица - человек достойный, популярный, страстный, одухотворённый. На встречах с нею всегда много народу, людей, интересующихся фольклором, людей, пришедших послушать её… Ещё раз убеждаюсь - не иду `общей тропою`. Что же `дёргает`? - Драйв! Драйв должен быть! А драйва нет!! даже в словах о предмете изучения.

Публичное выступление - всегда - театр, шоу (немного), интрига, цепляющая душу, внимание, берущая за живое, как говорится.

Мне почему-то подумалось, что исполнять - нельзя! надо петь. Петь - значит верить! Что значит “изложить материал” “грамотно”? - А нам потом что, `зачёт` по нему сдавать, тянуть билеты?

- Ты же сам - лектор, не стыдно тебе, Артёмка?

- Я не лектор… Я - … (`педагог`?). Я так не веду себя - скучища!.. Нельзя. Нам что, достать тетрадки, записывать? За ней?

И потом, что за название «Русский конфессиональный фольклор»? Насколько я понимаю, конфессии три (главные): православие, католичество, протестантизм? А мы тут слушаем пение старообрядцев: молокан, духоборов, пятидесятников. Это - сектанты, в нашем недавнем понимании. Так что, я и в принципе - не согласен - даже с названием, и написал своё - «Фольклор русских сектантов». Можно написать: «Фольклор русских старообрядцев». Но не «РУССКИЙ КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР», так, как на плакате вечера. И не это главное, главное, что форма “лекции” мне аллергически несимпатична, противоположна. А само пение русских старообрядцев, их многочисленных согласий, не темперировано, как джаз, блюз, как всё народное. Можно ли это записать, “изложить”? А можно ли его `исполнять`? Да, можно, но - душою. Страстно!! Можно, но - искренне, самозабвенно, как того требуют эти стихи. Этого не дано Серафиме Евгеньевне, известному учёному, певице, лингвисту, филологу, экспедиционеру. Или мне не дано было это почувствовать. Что, тоже, вполне вероятно. #Правильное изложение материала#, имитация, - не то… незачем. Конечно, вероятно, на каких-либо семинарах, конференциях, прочем - это необходимо, как всё научное, но… будете ли вы доклады известных учёных о блюзе читать, слушать, если вам не нужно будет отвечать по ним по билетам на зачёте или экзамене?

Да, и ещё! - главное. То, что уже не касается Серафимы Евгеньевны, а касается того бесценного материала, который она показала нам на экране. (Спасибо! за это особое!..) (Мне лично вовсе не помогал, а мешал её комментарий. Иногда важно - просто видеть, просто слышать. Достаточно.) По экранным наблюдением за материалом, люди, самоизолировавшиеся от\\из жизни, не становятся лучшими христианами. Как говорил Георгий (отец Георгий Чистяков): «Христианство там, где люди. Это удивительно, но мы замечаем, что там, где нет людей, нет и христианства. Христос пришёл к людям. Он идёт в люди, за людьми. Бог стал Человеком, чтобы Человек стал Богом». Замкнутость в своей якобы ~ правде ~ катастрофична. Лучше - может быть? - со всеми… Чем так? Это вопрос… Им и остаётся.

Много пешком, с ранней юности, путешествуя по Кавказу, я видел, как живут различные согласия старообрядцев. И, конечно же, сравнивал эту изолированность с тем, что видел вокруг. Имею и непосредственный опыт общения со старообрядцами. Хочу подтвердить, что соглашаюсь со своим пастырем, отцом Георгием - Христос шёл не от людей, а к людям. ДЛЯ ЛЮДЕЙ - ЖИЗНЬ. ЖИЗНЬ - ЛЮДЯМ! Вот, пожалуй, - и главное. ЖИЗНЬ - ДЛЯ ЛЮДЕЙ. ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ! Вот смысл того, ради чего Бог стал Человеком, а Человек - Богом, пройдя апостольскими путями личных голгоф через радости и ужасы земного.

9 апреля - 14 апреля 2008-го года

этнолингвистика, русская культура, фольклор, духовный стих, лингвист, культура, староверы

Previous post Next post
Up