Оригинал взят у
na_shpilke в
LBD Анны Карениной - размышления о типаже и стилеВ догонку предыдущему посту и закрывая
каренинские сезоны на нашем канале, сегодня предлагаю отойти от посыла литературного и переключиться на посыл эстетический - обсудить разных Анн с точки зрения типажа внешности и стиля костюмов, в особенности черного платья, того самого.
Грета Гарбо была, пожалуй, самой первой известной Анной Карениной - еще в далеком 1935 году. Но и сегодня говорить о том, обладала ли она типажом, подходящим для того, чтобы играть Анну, у меня не поворачивается язык, ибо внешность Гарбо была больше, чем просто внешность. Сама по себе она была символом эпохи и одновременно её продуктом.
Поэтому Анна в её исполнении это не Каренина Толстого, это Каренина-Гарбо, которая могла родиться только в то время, только в ту эпоху. Ибо вряд ли Толстой представлял себе, что лицо русской дворянки будет обладать такой почти математической точностью и пронзительностью, которая совсем не свойственна славянам. И даже если вернуться к истокам, вспоминая, что описание Карениной родилось из образа дочери А. Пушкина (чья внешность тоже была далека от славянских корней), в типаже Гарбо напрочь отсутствуют и намек на ту южную экзотичность, которая скользила в Марии Гартунг. А у Греты Гарбо очень западное и современное по меркам своего времени лицо. Именно поэтому и в своем роковом черном платье её Анна получилась весьма современной, истинной дочерью эпохи Золотого Голливуда.
Сравните платье Анны и платья окружающих её посетительниц бала. Именно в этой сцене можно увидеть, насколько Гарбо-Каренина это воплощение своей эпохи. Её платье не только отличается цветом (черное на фоне нежных светлых пастелей), но и кроем - Гарбо вполне могла, не переодеваясь, продолжить вечер вне съемочной площадки. Таким образом бальное платье Анны получалось современно вдвойне - один раз цветом (как и задумывал Толстой), другой - кроем (это уже ремарка создателей фильма). А весь образ Анны-Греты - это своего рода отображение той эпохи, символ, играющий другой символ.
Анна Каренина образца 48-го в исполнении Вивьен Ли на первый взгляд значительно ближе к изначальной "романной" Анне:
Начать хотя бы с того, что Ли, как и описанная Толстым Каренина, предъявляет зрителю и копну густых черных вьющихся волос, и серые глаза в обрамлении густых черных ресниц. Но как и Гарбо, Вивьен Ли обладала очень "западным" лицом - с той же скульптурной четкостью, которая горазо чаще встречается у западных и северных европейцев. С точки зрения типажа сама Ли была настоящей Зимой - высококонтрастной и четкой. А Анна задумывалась скорее как смешанный типаж Зима-Лето, которому при высоко контрастном колорите свойственны больше плавности и округлости, способных при неверном оформлении перерасти в рыхлость и нечеткость черт и стана (не зря сам Толстой говорит о полноте Карениной). Наверное поэтому такое несоответсвие художники по костюмам усиленно смягчали костюмами, которые максимально должны были соответствовать эпохе самой Карениной (сравните платье Карениной-Ли и Карениной-Гарбо).
Пожалуй, одной из наиболее подходящих по типажу внешности к оригинальной Карениной, была легендарная русская исполнительница роли Алла Тарасова:
И как видно, её бальное черное платье совсем лишено каких-либо ухищрений - у него весьма простой силуэт, из деталей - гирлянда анютиных глазок (проскальзывающая в описании Анны в романе). И в отличие от наряда Вивьен Ли, т.к. внешность у Тарасовой как раз способна перекочевать от плавно-округлой к рыхлой, её платье куда более четкое, "жесткое", гладкое и хорошо удерживающее форму.
Татьяна Самойлова, "главная Каренина Советского Союза", обладала всеми нужными внешними качествами: и контрастной внешностью, и нужной плавностью, и даже необходимыми по задумке Толского южно-экзотическими нотками, наследием "арапского" прошлого самого Пушкина. Анализируя её образ в прошлом посте, в голову напросилось вот такое сравнение:
Поэтому её черное бальное платье создано по тем же принципам, что и платье Тарасовой. Тем более, что экзотические ноты внешности требуют еще больше лаконичности и даже сдержанности в наряде, иначе подобная яркая внешность теряет элегантность и отправляет нас на восточно-пестрый базар. А вот дорогая простота, адептом коей был и сам Толстой, делает такую внешность изысканой:
По-своему удачна и соответствует типажу и Татьяна Друбич, последняя (пока) русская Каренина - в её лице, возможно, нет экзотичности, но черты как раз предъявяют зрителю нужный типаж Зима-Лето. Плюс, внешность у Друбич не насколько контрастная, что дополнительно смягчает её образ. Лицо её Карениной получается не настолько драматичным, так что для того, чтобы убедить зрителя и Вронского, что перед ними действительно femme fatale, более сложным и драматическим является её черное бальное:
Во многом заслуга успеха - высокие полу-прозрачные перчатки, отделанные кружевом. Что они напоминают, если не соблазнительный чулок на женскй ноге - обещание, от которого кто угодно потеряет голову?
Кира Найтли - "последняя Анна" и её наряды это отдельный разговор. По всем меркам лицо Найтли - современное. Плюс, её Анна самая молодая. Не номинально (ибо по книге Карениной было 26-27 лет), а по внешнему облику - её Анна не выглядит опытной и созревшей женщиной. И почти все костюмы, в том числе и черное платье, вдохновленные творениями Диора и Баленсиаги лучших лет, призваны справляться с этим вопросов. Не тем, что они делают актрису визуально старше, а тем, что они драматичны и создают образ ультра-женственный и чувственный, порой жетрвуя ради этого исторической аккуратностью костюма (*вспоминаем Грету Гарбо):
Так что и получается молодая, современная и немного истеричная Каренина. Такая, какую не получилось создать у художников из Софи Марсо. Её бальный образ кажется на фоне всех предыдущих наименее удачным:
Ибо у Марсо, при высокой контрастности внешности, черты лица очень нежные, мягкие и при определенной оформлении она может выглядеть по-девичьи невинной. Что и сделали здесь при помощи челки и обвернутых вокруг головы кос, так что получилать скорее неопытная девушка, сдающаяся на милость победителя, а не femme fatale (которой, кстати, Марсо быть очень даже может - смотрите The World is Not Enough). А так получилось, что простого черного платья для этой Карениной было not enough.