А не поехать ли нам в страну Кокань? :-)

Oct 04, 2016 10:00

                                                                                                                               «Я вижу кокани для огромной толпы, фейрверки»
                                                                                                                              из письма Вольтера Екатерине II

Здравствуйте уважаемые!

Сказки в нас с детства. Неудивительно, что их яркие образы всегда живут в нашей памяти. Один из таких образов - «молочные реки и кисельные берега». Всегда удивляло, почему реки - молочные, а берега - кисельные? Как эти блюда вообще сочетаются? Или имеется в виду молочный кисель? Тогда почему кисель, а не что-то более твердое, например, пряник?


Кисель и молоко...как то так :-)

Ответа я так и не получил. Поэтому считаю, что выражение родилось от наложения 2 культур - христианской и языческой. О молочных реках можно прочесть в Библии, когда говорится о «земле обетованной», куда Моисей ведет евреев: "В землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исход, 3, 8 и 17). Кисель же - блюдо для нашей земли древнее, еще дохристианское, описанное в «Повести временных лет»: «...но сказал один старец: „Не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю“. Велел старец собрать со всего города остатки овса, пшеницы и отрубей, приготовить из них цежь (от слова цедить) для варки киселя...». Этот древний рецепт имеет мало общего с фруктовым, в котором используется  крахмал. Кисель почему-то чаще всего употребляли вместе с сытой (мед, разбавленный водой). Но вот что интересно. Если в легенде о «земле обетованной» молочные реки - это лишь метафора изобилия и благоденствия, то сегодня это - синоним халявы. Этакая dolce vita по-
славянски :-))))


Овсяный кисель

Но хотя бы для разнообразия давайте не будем валить на свои головы обвинения  в лени и иждивенчестве. Ибо не одни мы таковы.
Недавно в работах известного французского историка Жака Ле Гоффа, я наткнулся на некую волшебную страну под названием Кокань. В принципе для интересующихся историей Средневековья это название встречалось наверняка не раз, но вот мне попалось на глаза впервые.


Дуаен французской исторической науки Жак ле Гофф

Вот что я узнал. Она была крайне популярна в Европе XII-XIV веков и представляла собой самую невероятную из всех мыслимых халяв, изобретенных человечеством. Этакая мечта простого народа об изобилии, богатстве, отсутствии притеснений со стороны феодалов и церкви, а главное, никем и ничем не ограниченном безделье.
Судите сами:
«В этой стране стены домов сложены из рыб: окуней, лососей и сельдей, стропила - из осетров, крыши из окорока, полы из колбас; пшеничные поля огорожены кусками жареного мяса и ветчины; жирные гуси жарятся, сами крутясь на вертелах, постоянно посыпаемые чесноком. Вдоль всех дорог, на каждой улице стоят накрытые столы с белыми скатертями. Каждый может присесть и до отвала поесть рыбы или мяса, оленины или дичи, жаркое простое  или в горшочках, и все это совсем задаром. В этих краях течет река из вина, а в ней серебряные и золотые чаши и кубки, и наполняются они сами собою. Река наполовину из благороднейшего красного вина, как вина заморские или вино боннское, а наполовину - из изысканнейшего белого, как вина из Оксерры, Ларошели или Тоннерры. И это все тоже даром».


Картина Питера Брегейля старшего "Страна Кокань"

Насчет денег: «Этот край такой богатый, что в полях там и тут можно сыскать кошели, набитые золотом, есть там и монеты из чужих стран, маработены и бизантии (арабские и византийские монеты), но они не нужны, ибо все дается даром, в этом краю ничего не продается и не покупается». При этом всем можно немного заработать (непонятно, правда, зачем). Больше денег получает тот, …кто больше спит!
Вот как выглядит желание простого человека красиво одеться: «жители Кокани хотят ходить в красивой, добротной одежде. В этой стране есть самые услужливые суконщики, которые каждый месяц раздают разные платья: из грубой ткани, тончайшей шерсти, александрийского шелка, полосатой материи или из верблюжьих шкур. Можно выбрать облачения, какие душе угодно, цветные, серые или расшитые горностаями; в этой благословенной земле есть очень работящие сапожники, раздающие башмаки на шнурках, сапоги или туфельки, прекрасно подогнанные по форме ноги, всякому желающему, по триста пар в день».


Есть мнение, что пряничные домики, это отображение мечты о стране Кокань :-)

Не обойдены вниманием и сексуальные утехи: «Женщины все красивы, будь то девушки или дамы; каждый берет себе ту, которая соглашается с ним пойти, и это никого не смущает. Любой удовлетворяет свои желания себе в удовольствие, как того захочет, никуда не спеша. И этих дам никто не порицает, напротив, они пользуются уважением. А если вдруг некая дама обратит внимание на встречного мужчину, она прямо на улице хватает его и утоляет с ним все свои желания к полной радости обоюдной, так что жители тамошние приносят счастье друг другу».
Живут в этой благословенной стране по особому календарю,  где «в одном месяце шесть недель; в году четыре Пасхи, четыре дня святого Иоанна, четыре праздника сбора винограда, и вообще каждый день - либо праздничный, либо воскресный; есть четыре Дня Всех Святых, четыре Рождества, четыре Сретения, четыре праздника Карнавала, а вот Великий пост соблюдают лишь раз в двадцать лет».
И как апофеоз всего - в Кокани есть замечательное место, называемое Источником Вечной Молодости, который способен возвратить ее и мужчинам, и женщинам. Любой мужчина, каким бы он ни был «старым и седовласым, любая женщина с поблекшими или побелевшими волосами выходят из него тридцатилетними».
Недурно, правда?


Schlaraffenland

Оказывается, Кокань  - не чисто французское название (pays de cocagne). О такой стране мечтали все народы без исключения!. В туманном Альбионе она называлась «Coquany», в Италии - «Cuccagna», на испанском языке - «Cucaña», на португальском - «Cocanha», голландцы называли ее «Cockaenge», провансальцы - «Coucagno»,  в германских землях она звалась «Schlaraffenland».
Нет, это не эдем, не элизиум, не рай. Люди верили, что эту страну можно найти на земле и жить там вечно. Считалась, что Кокань находится где-то в районе Лангедока.


Примерно там должна была бы быть расположена страна Кокань

Слово это вошло во французский язык и стало обозначать что-то вроде «радости для простого народа». Именно в этом смысле его употребил Вольтер в приведенном мною эпиграфе.
Ну что, мои уважаемые драгечи, хотите ли Вы посетить эту страну? Визу делать будем, нет? :-))
Приятного времени суток!
Previous post Next post
Up