"Точка разозлилась. Когда самый нейтральный знак препинания стал таким аггресивным?"

Apr 26, 2016 23:36

February 28, 2014

Точка всегда была самым скромным знаком препинания. Однако недавно она стала становиться злее. Я заметил, что в СМС и онлайн-чатах собеседники стали использовать точку не просто чтобы завершить предложение, но чтобы заявить: «Я недоволен тем, что вынужден говорить это предложение».

Скажем, вы из последних сил заканчиваете рабочий день. Вы пишете своей девушке: «Я помню, что у нас бронь сегодня в честь твоего др, но может поедим дома, так ведь романтичнее?» Если она отвечает:

давай

Значит, можно звонить в Папа-Джонс и заказать что-нибудь эдакое. Но если она ответит:

Давай.

То тогда пора нервно выпить кофе: вы либо все-таки едете в тот ресторан, либо едите пиццу в одиночестве.

Вообще это необычный для лингвистики разворот на 180 градусов. В большинстве письменных языков точка - это нейтральный способ обозначить паузу или завершить мысль. Но цифровой способ общения сделал точку чем-то аггресивным. «Недавно мой 17-ти летний сын обратил внимание на то, что мои сообщения звучат слишком аггресивно или даже резко, поскольку я обычно использую точку в конце предложения», - говорит Mark Liberman, профессор лингвистики университета Пенсильвании. Так когда же и почему точка так взбесилась?

О ней будто забыли. В СМС и мессенджерах пунктуация часто заменяется переносом строки. Намного проще напечатать два отдельных сообщения без пунктуации:

сори за вечер

в след раз можем заказать суши

чем написать верное по пунктуации сообщение:

Извини за вечер. В следующий раз мы можем заказать суши.

И я бы никогда не написал так, поскольку это звучит слишком ворчливо:

извини за вечер.

в след раз можем заказать суши.

«Незаконченное предложение или предложение без пунктуации очень привлекательно», - говорит Choire Sicha, редактор портала The Awl. - «Я чувствую свободу делать заявления без акцентов, будто я продолжаю разговор, хотя на самом деле нет».

Многие люди просто рассматривают перенос строки как более эффективный путь. Изучение привычек студентов в СМС и онлайн сообщениях, проделанное Американским университетом, выявило, что они используют пунктуацию для завершения предложения только в 39% случаев в СМС и в 45% случаев в онлайн сообщениях. Показатели были еще ниже в случае пунктуации внутри предложения: 29% для СМС и 35% для онлайна. То же самое относится и к Твиттеру, где лимит в 140 символов превратил пунктуацию во что-то несущественное.

«В мире СМС и онлайна по умолчанию принято предложение заканчивать просто за счет остановки, без использования пунктуации вообще», - пишет Liberman. - «В такой ситуации добавление точки в конце добавляет смысла, поскольку получатель вынужден думать, зачем ты это сделал. И разумеется его вывод: “ОК, это финал, это конец дискуссии или по крайней мере конец моего участия в ней”, - достаточно справедлив».

Удивительный факт: точка была первым знаком пунктуации, которая появилась в письменном языке для обозначения пауз еще в то время, когда письмо использовать в основном для записи речей. Со временем, когда письменную и устную речь стали разделять, пунктуация стала способом структурирования текста в соответствии с его логикой и иерархией. И пока пунктуация задает ритм речи, только восклицательный и вопросительный знаки означают то, что оратор мог бы назвать «тоном речи».

«Точное воспроизведение эмоционального состояния человека, который что-либо написал, встречается крайне редко», - пишет Keith Houston, автор работы «Shady Characters: The Secret Life of Punctuation, Symbols, and Other Typographical Marks». Писатели, лингвисты и философы периодически пытаются придумать новые знаки препинания, для упрощения придания настроения при письме. Например, «символ иронии» неоднократно предлагался к использованию, но ни одна попытка его внедрить не была успешной.

Однако сейчас технологии снова нас привели к тому, что письменный язык больше стал похож на устную речь - чаще всего это диалог между двумя людьми в реальном времени. Люди общаются так, будто они говорят вслух, но кодируют этот разговор в письме. Объясним и успех переноса строки: это позволяет более достоверно в письме передавать ритм речи. Это также подтолкнуло людей с проблемами в тоне письменной речи к тому, чтобы решать их с помощью знакомых знаков препинания, которые были вытеснены переносом строки.

Дело не только в точке. Практически каждый ломал голову над тем, чтобы понять - саркастическое было сообщение или нет. Поэтому люди стали использовать восклицательный знак как символ искренности: «Я действительно имел в виду то, что написал!» (Особенно актуально использование восклицательных знаков в диалоге: «Это сарказм?» - «Нет!!!!!») И поскольку проблемы с распознаванием тона речи в СМС и онлайн сообщениях только росли, люди решили использовать уже имеющиеся на клавиатуре знаки препинания, вместо того, чтобы изобретать новые. Вопросительный знак уже давно перерос свое исходное предназначение. Я замечаю, что чаще и чаще вопросительный знак используется для придания характера в прямых утверждениях, которые по-другому звучали бы нахально, например: «Похоже, я ей нравлюсь?» Многоточие тоже теперь обладает новыми функциями. Я часто встречаю людей, которые используют его как пассивную альтернативу прямой враждебности точки, как предложение оскорбителю самому распознать свою ошибку и сгладить ее («Нет.» - заканчивает диалог, «нет…» позволяет продолжить).

Запятым, круглым скобкам и другой пунктуации внутри предложения еще предстоит получить эмоциональное значение. И новомодное, эмоциональное использование завершающей пунктуации пока не перешло в более традиционное, осмысленное письмо (я пользовался точкой во время написания этого текста и я в прекрасном настроении). Возможно, когда-нибудь это случится, и наши последователи будут удивляться, почему все были такими злыми. Ради потомства, пусть моя авторская совесть будет чиста:

Ben Crair, редактор The New Republic!

Источник: The New Republic

Перевод: Денис Астахов. Специально для Sila Sveta.

семиотика, коммуникативное поведение, знаки препинания, социальные сети, пунктуация, язык Интернета, психолингвистика, речевое поведение, норма

Previous post Next post
Up