Коммунистическая доктрина А.М. Горького. Прометей

Dec 30, 2015 20:10

Оригинал взят у sobteo в Коммунистическая доктрина А.М. Горького. Прометей



Ссылки на предыдущие части исследования: Введение; Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11

Ещё одним слагаемым коммунистической доктрины Горького, которое напрямую связано с недооформленной метафизичностью его доктрины, является идея Прометея, глубоко созвучная писателю.

Однако Прометей у Горького отождествлялся и с Сатаной и даже с Антихристом. Горький воспринимает Прометея прежде всего как бунтаря против злого Бога, что выводит нас к извечному вопросу: кто есть первый революционер? Горький, не преодолев до конца белой метафизичности, видит первым революционером Сатану.

В цикле «Несвоевременные мысли» в 1917 году Горький накануне Рождества напишет: "Сегодня - день Рождения Христа, одного из двух величайших символов, созданных стремлением человека к справедливости и красоте.

Христос - бессмертная идея милосердия и человечности, и Прометей - враг богов, первый бунтовщик против Судьбы, - человечество не создало ничего величественнее этих двух воплощений желаний своих.

Настанет день, когда в душах людей символ гордости и милосердия, кротости и безумной отваги в достижении цели - оба символа скипятся во одно великое чувство и все люди сознают свою значительность, красоту своих стремлений и единокровную связь всех со всеми".

Интересное наблюдение на данный счет есть у Михаила Агурского в его статье о Горьком «Великий еретик»: «В самом деле, в начале тридцатых годов Христос становится для Горького воплощением Прометея, ибо он увидел и в Христе восстание сына против отца, против созданной им действительности». То есть Агурский утверждает, что, возможно, в фашизме Горький увидел подлинного антагониста своему огненному прометеевому коммунизму.

Продолжение следует

религия, М. Горький

Previous post Next post
Up