В Пушкинском музее демонстрируют работы Ильи Зданевича
Илья Зданевич, Ильязд, он же Эли Эганбюри. Великий, как утверждали современники, разный, странный, толком так и не узнанный в России, хотя начинал, перебравшись из Тифлиса, в Москве и в Питере, в одно время с Маяковским и Крученых. Теоретик искусства, поэт, дизайнер, издатель. Автор заявления о башмаке, который прекраснее Венеры Милосской. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в нашей стране открылась выставка, посвященная творчеству Ильи Зданевича.
Его друзьями были Марк Шагал, Пабло Пикассо, Коко Шанель, Анри Матисс, Михаил Ларионов - все они в один голос говорили, что Ильязд - это талант. Но в России долгие десятилетия только знатоки авангарда хранили в памяти это имя, пока сам он творил на Западе. На выставке представлены прежде всего издательские работы Зданевича. Он перепробовал разные формы творчества и в 30-е годы полностью посвятил себя созданию книг в жанре «Книга художника» - это минимальные тиражи, дорогая бумага, оригинальный шрифт, экзотические материалы для обложки. В качестве иллюстраторов Зданевич привлекал друзей, Пабло Пикассо, к примеру.
«Он не просто издатель, он крупнейший дизайнер. Он выстраивал конструкцию своих изданий, продумывал весь иллюстративный ряд. И такие великие художники, как Пикассо, Миро, Дали следовали тому, что он диктовал. Это уникальная ситуация, это не удавалось ни одному издателю XX века», - отмечает куратор выставки, коллекционер Борис Фридман.
Среди экспонатов есть и портрет Зданевича кисти Нико Пиросмани, которого Зданевич, собственно, и открыл миру вместе с братом Кириллом в Тифлисе. А в своем эмигрантском парижском периоде Ильязд был секретарем Союза русских художников, организатором балов живописцев и дизайнером по тканям у самой Коко Шанель. Его рисунки в стиле ар-деко тоже есть на выставке.
Новости культуры Источник Представляем несколько фактов о творчестве Ильи Зданевича
Наши современники говорят об Илье Зданевиче как о человеке, который в самом начале XX века предугадал появление компьютерного жаргона, и потому должен был заслужить внимание публики в начале века XXI. Отдадим ему должное прямо сейчас.
Футурист
«Долой праздную и глупую луну - мать меланхолии, властительницу символистов!... Новую красоту несем мы миру - красоту быстроты…» Восемнадцатилетний Илья Зданиевич приехал из Тифлиса в Петербург отъявленным футуристом. Он переписывался с итальянцем Маринетти и всюду пропагандировал новое искусство. Зданевич вошел в художественную группу Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой «Ослиный хвост», и участвовал в их акциях. В 1913 году на диспуте «Мишень» Илья Зданевич показывал на экране Венеру Милосскую и держал в руках поношенный башмак. «Вот перед вами Венера. Почему она красива? Потому, что этому нас научили. Красота башмака прекраснее, потому что она автономна и неосознанна», - утверждал он. Диспут закончился потасовкой.
Всёк
В это же время Зданевич разрабатывал теорию всёчества, - следующего после футуризма шага в искусстве. Всёчество должно было синтезировать абсолютно все стили и жанры. Себя же Зданевич стал называть просто: «всёк»! В очередном «да-манифесте» были такие строки:
- Вы, раскрашеннорожие мастера, - вы футуристы?
- Да, мы футуристы.
- Но вы - всёки, вы против футуризма?
- Да, мы против футуризма.
- Вы шарлатаны?
- Да, мы шарлатаны.
Поэт
«чизлом карыньку арык уряк. лапушом карыньку арык уряк…» Илья Зданевич, или как он стал называть себя в Париже Ильязд, написал множество стихов, несколько романов и пьес. Одна из вершин его литературного творчества - драматическая пенталогия «аслааблИчья. питЁрка дЕйстф». Языковая игра Ильязда, во-многом, основана на принципе фонетического звучания: как слышится, так и пишется: «остраф пасхи», «асёл напракат», «Янко круль албанскай». Такие же сознательные «ашипки» в написании делали пользователи сети в начале двухтысячных. Похоже, именно Зданевич был предтечей «языка падонкаф».
Художник
В Европе Ильязд больше всего известен как типограф и художник книги. Еще в его заумных сочинениях набор стал художественным приемом. Зданевич использовал самые разные шрифты, вставлял между словами скрипичные знаки, многоточия, ноты, перевернутые знаки вопроса. Это, конечно, еще более усложняло заумные вирши Ильязда, но возвращало печати выразительность почерка. Восхищенный Жан Кокто писал Зданевичу о пьесе «лидантЮ фАрам»: «Ваша книга - звездная!»
В 1940-м году Ильязд стал издавать мизерным тиражом так называемые «книги художника», рассчитанные исключительно на коллекционеров. Иллюстрации к книгам Зданевича создавали Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Хуан Миро. Шкловский говорил об Ильязде: «Это писатель для писателей». В своих последних книгах Зданевич стал «художником для художников».
Новости культуры ИсточникТакже:
На "Худсовете". Режис Гейро о выставке "Ильязд. XX век Ильи Зданевича" Гость программы - куратор, исследователь русского авангарда, профессор славистики университета Блеза Паскаля Режис Гейро.
ГМИИ имени А.С. Пушкина представляет первую в России ретроспективную выставку Ильи Зданевича "Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича".
Поэт, художник, декоратор, культовая фигура европейского и отечественного искусства, Илья Зданевич вошел в историю под псевдонимом Ильязд. В экспозиции представлены футуристические издания, афиши, архитектурные зарисовки, образцы тканей, а также издания в жанре livre d'artiste и более 200 оригинальных графических работ к ним, выполненные мастерами, с которыми Зданевич работал и дружил.
Подробности - у гостя программы, с которым будет беседовать Лада Аристархова.