(Продолжение)
Стратегия усиления мотивации.
Итак, давайте подытожим все вышесказанное и остановимся на способах создания и усиления мотивации (самомотивации).
Мотивация усилится, если вы осуществите следующее:
· Осознаете свой тип мотивации (негативный/позитивный) и сможете его учесть в своей деятельности.
· Соедините обучение с позитивными эмоциями.
· Создадите систему позитивной обратной связи и определите этапы обучения (см. метастратегию).
· Поставите четкие цели в обучении и языковую компетентность с другими сверхзначимыми целями.
· Осознаете, с какими ценностями связано обучение и усилите его значимость.
· Преодолеете ограничивающие вас убеждения и создадите систему поддерживающих.
· Определите, как конкретно знание английского языка влияет на ваше личностное своеобразие.
· Превратите мотивацию в систему (найдете "богатый контекст").
Многие из перечисленных здесь аспектов оптимизации обучения являются комплексными и связаны не только с мотивацией, но и важны как часть обширной программы действий.
Остановимся на том, что имеет непосредственное отношение к развитию мотивации.
Осознайте свой тип мотивации.
Вспомните, как именно вы мотивируете себя делать что-либо в обучении.
Например, читать книгу, упражняться, писать, учить новые слова.
Вы медлите? Долго входите в нужное состояние? Что вы видите, слышите и чувствуете по поводу предстоящих действий?
У вас возникают вначале позитивные эмоции или негативные? Обратите внимание, как, в какой момент, после чего появились позитивные или негативные эмоции. Что конкретно их запускает?
Определите наиболее сильную мотивацию, изучив то, с каким из видов деятельности связана наибольшая ваша активность в обучении.
Исследуйте влияние на вас противоположного типа мотивации. Для этого "выверните свою стратегию наизнанку". Например, если вы видели картинки и образы достижения, то представьте негативные последствия, создав собственный "ужастик" во "внутреннем кино". Заметьте разницу.
Решите, как и когда стоит использовать каждый из указанных выше типов мотивации.
Сознательно используйте свою эффективную стратегию для управления состоянием. Для этого во внутреннем плане действий реализуйте сходную стратегию с той, которая наиболее эффективна к той деятельности, где мотивации недостаточно.
Соедините обучение с позитивными эмоциями.
Создайте список 10 удовольствий (процессов, увлечений, дел), которые вам доставляют наслаждение (любимая музыка, танцы, массаж, различные виды лакомства, ароматы, волнующие воспоминания и т.п.).
Определите конкретную деятельность, нуждающуюся больше всего в усилении мотивации. Например, чтение статьи на английском языке или запоминание "неправильных глаголов".
Подумайте, как можно перенести эмоции от ваших удовольствий к чтению статьи.
Реализуйте подобную взаимосвязь несколькими практическими способами. Например, слушайте самую любимую музыку и читайте статью одновременно.
Выясните, какие из способов наиболее оптимальны (приносят наибольшее удовольствие, легкие в исполнении и экологичные). Будьте умеренны и осторожны с едой и напитками, чтобы не создать ненужную зависимость. Не используйте в качестве удовольствий такие уже имеющиеся зависимости (вредные привычки), как курение или, еще хуже, алкоголь.
Используйте эти способы по отдельности и в различных сочетаниях.
Примените эти способы для других видов деятельности в обучении английскому языку, нуждающихся в дополнительной мотивации.
Преодолейте ключевое убеждение, связанное с недостатком мотивации, и усильте ценность обучения.
Выделите одно из подобных ключевых убеждений, препятствующих обучению. Например: "Я хочу, но не могу выучить английский язык, потому что у меня нет на это времени"; "Хочу, но мне лень что-то делать"; "Хотел бы выучить английский язык, но дорого платить за репетитора" и т.д.
Определите ключевой критерий, препятствующий активности. В наших примерах это время, усилия, деньги.
Найдите такое дело, в котором этот критерий преодолен. Ответьте, например, на вопросы: "На что у меня всегда находится время? Куда я всегда готов вложить свои усилия? Куда я готов вложить много денег?"
Ваш ответ может быть следующим: "У меня всегда находится время на интересный фильм".
Проанализируйте, какие ценности включены в этот процесс, делая его автоматически мотивированным.
Ваш ответ может быть таким: "Отдых, совместный досуг с любимым человеком".
Свяжите эти ценности с обучением. Например, в случае работы с первым убеждением спросите себя, как конкретно изучение английского языка может стать отдыхом? Как изучение английского языка может способствовать общению с любимым человеком и совместному досугу? Составьте список возможных ответов из позиций "мечтателя" и "реалиста" (не "критика").
Критически проанализируйте список и определите наиболее эффективные способы для реализации их в последующем. Теперь обучение связано у вас с большими ценностями, вами создана "добавленная стоимость".
Повысьте свою поведенческую гибкость. Пофантазируйте, в каком случае препятствующий активности критерий не задействуется вообще. Например, ответьте на вопрос, как именно можно изучать английский язык, не расходуя дополнительного времени? Возможные ответы: включить его в другие виды деятельности "фоном", слушать курс английского языка во время езды на автомобиле, включать английские субтитры во время просмотра видеофильмов, делать утреннюю гимнастику под простые английские песенки, напевая при этом и т.д. Продолжайте мечтать, пока не найдете 10 вариантов. Наиболее простые и интересные используйте в практике.
И, наконец, уточните препятствующий критерий. Ответьте на вопрос, сколько времени вы готовы вложить в обучение без ущерба для других целей? Как возможно высвободить время и за счет чего? Как часто заниматься?
Можно проделать подобную процедуру с несколькими убеждениями. Создайте по итогам этой стратегии список рекомендаций самому себе.
Осознайте, с какими ценностями связано обучение, и усильте его значимость.
Проанализируйте свою традиционную неделю, исключая время сна.
Определите, на какие виды деятельности вы больше всего тратите время. На какие конкретно дела по работе? Общение? Отдых?
Проанализируйте, с чем связан выбор вашей профессии, друзей, места жительства. Подумайте о других предпочтениях.
По результатам анализа на листе бумаги напишите иерархию своих ценностей (не менее семи, в порядке значимости от 1 до 7).
Какие ценности удовлетворяет обучение английскому языку?
Поразмышляйте, реализации каких еще ценностей могут способствовать компетентности в английском языке? Как конкретно?
Поиск "богатого контекста".
Напишите на листе бумаги 10 своих самых важных целей (желательно автономных друг от друга) из различных сфер деятельности.
Например:
- написать и защитить диссертацию;
- построить дачу;
- прочитать книги по искусству публичных выступлений;
- путешествовать, съездить в Голливуд;
- создать собственную фирму;
- написать книгу;
- пройти МВА;
- освоить английский язык на уровне свободного общения;
- и т.д.
Убедитесь, что все цели важны, позитивны, конкретны, уместны, экологичны и их реализация зависит от вас.
Расставьте их в порядке важности.
Подумайте, каким целям способствует ваше продвижение в английском языке?
Там, где вы не находите связей, проанализируйте, почему так происходит. Знайте: здесь могут быть сокрыты особые ресурсы. Включите свою фантазию и исходите из идеи, "как если бы" они точно существуют. Найдите возможные варианты.
Сгруппируйте несколько наиболее значимых целей. Существует ли контекст, где они реализуются все вместе? Рассмотрите 4 - 5 вариантов. Помните, что на стадии мечтания полезно отложить критику. Иначе "критик" убьет ценные идеи. Его лучше включать на последующих этапах, непосредственно перед практической реализацией. Например, в случае этого списка целей, возможно открыть фирму по обучению английского языка с привлечением носителей из США. Тогда легко пойти на собственные курсы английского языка, общаться с его носителями, поехать в Голливуд, возить группы VIP в англоговорящие страны, в США поработать в библиотеке Вашингтона над диссертацией, написать об этом серию статей, затем книгу и т.д. Помните, что все стоящие проекты были когда-то чьими-то мечтами! Может быть, они будут и вашими тоже относительно английского языка?
Подключите "реалиста" и "критика" для создания эффективного плана действий. Нарисуйте мыслительную карту.
Заметьте, что произошло с вашей мотивацией относительно освоения английского языка.
Примечание.
Приведенные здесь стратегии можно выполнять самостоятельно, но эффективнее реализовывать в парах, тройках, командах под руководством преподавателя, владеющего нашей технологией обучения. Также результативен коучинг со специалистом.
Лучше использовать все эти методы в системе.
Помните: мотивация внутри вас!!!