Усиление мотивации к изучению английского языка

Oct 14, 2013 00:13

Если вы начали читать эти строки, не являясь преподавателем, то, скорее всего, у вас уже есть мотивация к обучению! Иначе вас

бы не заинтересовало такое название статьи! И это является хорошей новостью для будущих результатов обучения. Плохая новость заключается в том, что большая часть людей, которая до сих пор не знает ни одного иностранного языка, желала бы знать, например, английский язык. Но когда дело доходит до действий, то на этом все и останавливается. Люди склонны откладывать что-либо с настоящего момента до очередного "нового понедельника". Почему так происходит? Я люблю говорить, что желательная цель не равна желаемой! В чем разница? Обычно желательная цель связана с общими нормами, которые приняты в семье, профессиональной группе, обществе в целом. Все знают, что знать английский язык - это хорошо, но многие мало что делают для обучения и уж тем более для самообучения. А желаемая цель - это такая цель, с которой создана личностная сопричастность и не реализовать которую вы не можете. Определения, приведенные здесь, конечно же, не являются строго научными, а служат лишь общим направлением мышления.

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает.

Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты становились своего рода "гирьками" на весах "мотивация-антимотивация", которые переполняли чашу и побуждали активность.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность? После рассмотрения некоторых общих вопросов, связанных со структурой мотивации, мы перейдем к конкретному рассмотрению психотехнологий, помогающих усилить "внутреннюю энергию" своей деятельности!

Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, включают активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они являются спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную (не стоит путать с антимотивацией). Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и, когда их интенсивность становится большой (индивидуальный порог для каждого человека), люди переходят к действиям. Например, внутренний механизм микростратегии следующий: вижу себя на международной конференции, говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что Это здорово и пора начать обучение, представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу. Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: …вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно, чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой. Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет "английский язык". Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения и т.п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению!

Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной связи по ходу обучения. Неясность в представлениях "о маршруте движения" порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот, четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими успехами усиливает состояние успеха и активность.

Мотивация связана с целями людей. Человек - существо рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней экономии психических сил, временных и энергозатрат люди лучше мотивируют себя значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется время? И вы быстро заметите, что в этот список попадут либо ваши удовольствия (в которых вы имеете автоматическую мотивацию и для их реализации почти ничего не надо делать особенного), или цели, которые суперценны для вас!


Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего рода воротами, или шлагбаумом, через который не проникает то, что расходится с их логикой и правилами. Именно поэтому мы посвятили целый раздел нашей книги тому, как разрушить самые сильные внутренние препятствия к обучению и помочь создать веру в себя и собственные возможности. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей человека, создавая систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно ценности наивысшим образом отличают нас от других людей. Благодаря им, мы получаем ту или иную самореализацию. Задумайтесь, зачем вы хотите освоить английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за целью обучения? Это развитие, деньги, творчество, общение, успех, уважение, профессионализм или что-то еще?

Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. В этом заключается даже не самая главная часть правды. Наше общение с некоторыми из них отчетливо показывает, что освоение нового языка для полиглота - это самое лучшее проявление их уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл длительного периода их жизни. Многие из этих людей сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем, без чего их как индивидуальностей не существует. Многие из полиглотов согласны изучать языки и вкладывать в это свое время, даже если у них не будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и профессионального времени - это увлекательное путешествие в мир собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков - это их способ самореализации и жизни. Часто национальная самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В некоторых билингвальных семьях, где, например, отец - русский, а мать - татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта) считаются им родными и равнозначными, становясь частью личной самоидентификации.
(Продолжение следует)

НЛП, Андрей Плигин, обучение иностранному языку, мотивация

Previous post Next post
Up