Занята, ох занята, из-за этого дистанционного обучения так занята, что совсем занята. Ломаю голову над тем, как бы задавать студентам поменьше, избежав при этом важных потерь. Писать в жж - тоже некогда, но надо же где-то скинуть груз с души. Груз у меня нынче королевский.
Поскольку сейчас везде трансляции каких угодно опер, балетов и пьес, я взялась за Шекспира. Посмотрела дважды Richard II и дважды Love’s Labour’s Lost - каждую пьесу от RSC и от Глобуса. Сейчас речь пойдет про Ричарда.
Так вот, если я люблю Шекспира, это, к сожалению, не значит, что я обязательно получу удовольствие от каждого его произведения. Ричард не зашел.
О чем вообще эта пьеса? О короле, который перестает быть королем, - и в этом вся драма. Ричард - эдакий drama king, плавно переходящий в drama queen, особенно в исполнении Теннанта, поскольку это его конек. Но и Чарльз Эдвардс ненамного лучше (поразительно, но они оба подают Ричарда в одинаковом ключе), хотя ему я по крайней мере могу как-то верить и посочувствовать.
Но в целом, не сочувствуется мне королям. С чего бы, собственно? Будучи антимонархисткой в принципе, я бы могла еще как-то проникнуться, если был Ричард хотя бы спас пресловутого котенка или вообще как-то проявил себя с какой-нибудь если не хорошей, то хотя бы интересной стороны. А он, до своего низложения, вел себя как король типичный, английский, одна штука. Высокомерный, алчный, самовлюбленный.
Конечно, я понимаю, что такое для современников Шекспира король как концепт и его детронизация. Это один из самых острых и захватывающих сюжетов, какой только можно выдумать. Да и все эти истории королей были на слуху. Но я-то не современник Шекспира, несмотря на все мои усилия в этом направлении, и на их королей мне, по большому счету, наплевать. Особенно когда весь сюжет касается исключительно одного - был королем, перестал быть королем.
Эта сцена с передачей короны узурпатору - ах, как символична, как напряжена, как растянута. Не-во-носи-ма. И когда ты уже в сердцах кричишь, да отдай уже корону и свали куда-нибудь, сколько можно драмаквиниться, мы уже поняли глубину твоей трагедии…. Но нет! Он не уходит. Он еще не все надраматизировал.
Корону таки отдал, но теперь подайте ему зеркало! И узурпатору явно хочется сделать фейспам, но это надо выдержать до конца, таков этикет низложения, и зеркало Ричарду подают. И он, конечно, страдает и пафосно рассматривает себя, поднимая вот эти вечные - ну и кто я? и что я? и зачем это все? - и разбивает зеркало - еще бы он его не разбил, перебирая этим все допустимые нормы символизма даже для Ренессанса времен его скатывания в барокко. И тем не менее, вся пьеса явно писалась ради этой сцены. Все остальное - как бы подводка к ней, а после уже только кода.
Но хотя бы под конец этой лютой драмы Шекспир выдает прекрасное. Болинбрук (узурпатор) говорит:
The shadow of your sorrow hath destroy'd
The shadow or your face.
Лично для меня это было как раз про мои чувства - что, наигрался уже? Выжал все из своего горя, что мог? Хватит, может?
А Ричард такой: Say that again.
Эдвардс делает это шикарно. Казалось, он исчерпался, а тут новая метафора подкинула ему новый ракурс и дала новые силы для упивания своей трагедией. И поехало, еще один монолог (благо короткий). А потом еще одна просьба.
Боже, подумала я, боже, если он попросит еще одну символическую хрень, я вылечу из метафорического Глобуса и начну громко материться. Но, к счастью, сцена таки заканчивается, и Ричард просит куда-нибудь деться с глаз долой, и ему это устраивают в лучшем виде - ведут в Тауэр. Это был просто таки хэппи-энд.
Нееееет, дайте мне идиотов-влюбенных, anytime, пьяниц, педантов, ревнивых мужей, переодетых девушек (сколько угодно), кровожадных шотландцев (в умеренном количестве), ведьм, фей и ослов, но не надо вот этих королей с их hollow crowns.
В общем, сказала, и, как водится, стало легче.