Сказка про Англию и трех ее детей

Jan 18, 2017 20:25

Итак, Шерлок - что можно сказать на прощанье? (Если это прощание, конечно. От этих людей можно ожидать всего).
Warning: Here Be Spoilers!

Как я писала после выхода третьего сезона, этот сериал беспардонно использует концентрированную английскость, превращая ее в болевые точки, по которым бьет сюжет. Кроме этого, змея сюжета постепенно заползает в ( Read more... )

oscar wilde, сказки, фильмы, Англия, stories, метафоры, критика, sherlock holmes, картинки, sangreal, erotic, а если подумать?, harry potter, ассоциации, время, архетипы

Leave a comment

keytaro_kun January 18 2017, 21:52:22 UTC
>> Вот ты, значит, как раз из тех зрителей, чьи ожидания с этим twist'ом никак примириться не могут.

Нет, у меня не было особых ожиданий. Сериал брал именно своей непредсказуемостью. Я мог сказать, в каких местах получилось красиво, но не очень-то понимал, зачем это всё и чем оно должно кончиться.

>> Ты уже писал у себя, что это "фанфик" - а что именно "фанфикового" ты там увидал?

Фанфик (в плохом смысле) - это игра на чувствах читателя вопреки цельности произведения (хоть в каком-то изощренно-постмодернистском стиле оно бы ни было написано). В худшем случае это сводится к сентиментально-садистической игре с главным героем, в чем подростки обычно видят особую глубину. Самое омерзительное бывает, если авторы подразумевают, что в этой игре, собственно, и заложен потециал для роста их персонажа, и других альтернатив как бы нет.

>> И ты, кажется, писал пост, не досмотрев до конца.

Да, но я сделал апдейт, досмотрев. Не свовсем фанфик. Всего лишь очень плохо.

>> Какой это был момент? С Молли?

Да. Не хочу разыгрывать "нацистскую карту", но говорят, что у офицеров СС было замечательное сочетание сентиментальности и жестокости. Именно его, как мне кажется, с упоением демонстрировали авторы.

Линда, мне нравится, что ты написала про страх перед Интеллектом и его притягательность. А также всё прочее про сказку и архетипы. По-моему, ты копнула глубже других. Но. В последней серии я не увидел интеллекта. Не завезли. Во всем сериале интеллекта, собственно, было не так уж и много, но вместо него было некое тетраализованное представление, изящная визуализация - и этого хватало. Тут же все ведут себя глупо, так глупо, как будто это школьники сочиняли... такое попросту неэстетично в рамках Шерлока. Более того, в третьей серии распутывются клубки предыдущих... и это у них тоже получается глупо, лучше бы оставили загадку, можно было бы хотя бы надеятся, что за ними что-то стоит, кроме крайне неправдоподобной драмы и метаний психопатки. Оставить несколько минут с объяснением силы, которой владела сестра, с тем, как Ватсон первым понял, что начальник тюрьмы под ее властью, что-то из диалога Шерлока с сетрой, еще финал и послесловие от Мэри - и я бы слова против не сказал.

Reply

linda_lotiel January 19 2017, 13:04:08 UTC
Спасибо, столько всего интересного - точнее thought-provoking! Чуть позже отвечу по сути.

Reply

linda_lotiel January 19 2017, 21:59:56 UTC
Насчет ожиданий: они есть всегда, даже если мы их не отслеживаем: на них строится все взаимодействие произведения с его потребителем. "Непредсказуемость" - это довольно типичное ожидание, я бы даже сказала универсальное в наши дни: "предсказуемо", "банально", "избито" - это критические замечания разочарованного читателя или зрителя. Почему разочарован? Потому что ожидал неожиданного, а его не было. Почему ожидал неожиданного? Да потому что все на нем строится. Тут даже нет парадокса. Понятие "effect of defeated expectancy" давно уже в обиходе филологов.

О фанфиках. (Прежде отмечу в скобках, что вот еще одно твое ожидание: чтобы было не как в фанфиках :))
Ну, я, честно говоря, читала их слишком мало, зато слышала о них много и даже прочла диссертацию о них. О Шерлоке - и вовсе прочла лишь один (и это было 15 минут здорового хохота, продлевающего жизнь). "Сентиментального садизма" мне в фанфиках не досталось, зато мне вполне его додали в т.н. серьезной литературе. Сразу вспоминаются "Опасные связи" де Лакло, "Выбор Софи" Стайрона и один эпизод из "Волхва" Фаулза. Два последних пункта - таки да про нацизм. Как тема, сама по себе, она вполне имеет право на существование и воплощение в произведениях. Главное - как подать. Насчет сцены с Молли соглашусь, что тут вышибают слезу из зрителей. возможно даже в лучших традициях фанфиков. Но с другой стороны... вот такой садизм - он живет среди нас. Мне даже не надо далеко ходить за примерами, к сожалению.

Насчет интеллекта, театрализации и визуализации я соглашусь. Они же делают то, что ругает Юдковский в своем эссе про создание персонажей. Они только говорят, что кто-то сильно умный, но не показывают этого в деле. То есть, с Шерлоком периодически пытаются показать, но его "дедукции" как правило смехотворны, а порой и вовсе абсурдны. Про Майкрофта и сестру - и вовсе предлагают нам поверить на слово, что они такие гениальные. В их оправдание следует сказать, что создать интеллектуального персонажа крайне сложно, особенно в кино. Ну, они пытались. Харизму актеров, диалоги, стилизацию, визуализацию, чудеса съемки и монатда (эти замедления, эти ракурсы), музыки, темпа они применили по полной - молодцы!

А послесловие от Мэри вместе со скрипичным крещендо и восстановлением Бейкер-стрит снято так хорошо, так эпично, что я как-то вообще все прощаю.

Reply

keytaro_kun January 20 2017, 12:50:50 UTC
Ок, значит в оценке сходимся, просто для меня плохое перевешивает хорошее, а для тебя - наоборот.

Что касается обманутых ожиданий... мне сам этот подход в обсуждении произведения не нравится, в большинстве случаев это подмена обсуждения диагнозом в (при том, что диагноз может быть верен). К тому же в моем случае: (а) ожидание нефанфиковости - это просто вопрос качества, (б) ожидание неожиданности - это тоже норма для развлекательного сериала (а Шерлок всё же не глубинными смыслами берет), да и сериал вполне себе неожиданно закончился, по этой части у меня никаких претензий.
Кстати, "фанфик" тут достаточно условное определение, я фанфиков не читаю, кроме разве что "Рационального Поттера", разросшегося в отдельный роман и некоторых чисто стебных, написанных взрослыми авторами. С моей стороны, наверное, правильнее было бы сравнить концовку "Шерлока" с типичным аниме, где очень часто именно что выжимают эмоции, совершенно не заботясь о цельности повествования. Но среди аниме я знаю слишком много достойных исключений.

Что касается жестокости... я увидел именно смакование, прочитал мысль "Шерлоку это будет на пользу". В этом не было необходимости, а в серьезных произведениях, она, видимо, была. Перефразируя героиню "Того самого Мюнхгаузена" я спрошу: "Неужели вам нужно непременно резать человека, чтобы понять, что он живой?". Мне случалось ошибаться с такой оценкой, например, я в свое время на первых же минутах прекратил просмотр "Куб-0", когда увидел сцену с кислотой и решил, что авторы просто садисты и и играют на животных инстинктах (потом, когда меня убедили всё же посмотреть, я поменял свое мнение, и фильм мне понравился).

Reply

linda_lotiel January 20 2017, 22:18:20 UTC
У меня с этим сериалом всегда так: и вроде бы плохое перевешивает хорошее, но все равно какой-то кайф извлекается :)
И мне тоже показалось, что в оценке мы скорее сходимся, а остальное - уже дело терминологии и эмоций.
С аниме я знакома еще хуже, чем с фанфиками. Но про "выжимание эмоций" понятно - мы оба относимся к этому весьма осторожно.
(Но в своем фанфике по своему же квесту, который пишу сейчас, я надеюсь таки пару эмоций из читателей выжать :)))))

Reply


Leave a comment

Up