Сказка про Англию и трех ее детей

Jan 18, 2017 20:25

Итак, Шерлок - что можно сказать на прощанье? (Если это прощание, конечно. От этих людей можно ожидать всего).
Warning: Here Be Spoilers!

Как я писала после выхода третьего сезона, этот сериал беспардонно использует концентрированную английскость, превращая ее в болевые точки, по которым бьет сюжет. Кроме этого, змея сюжета постепенно заползает в тесные рамки метафоры НАЦИЯ - ЭТО СЕМЬЯ, и оказывается, что Англия во власти трех Холмсов: Холмс-1 правит этим островом, Холмс-2 ему угрожает, а Холмс-3 его спасает. Все остальные персонажи выполняют лишь вспомогательные функции по отношению к трем Холмсам, наделенным сверхмощным интеллектом. Как там говорили во второй серии четвертого сезона? Must be something comforting about the number three. Конечно же, ведь один ребенок - это драма, два - это комедия либо трагедия, в зависимости от жанра, а три - это уже сказка. С тех пор, как понимаешь, что нам все это время показывали не детектив, а сказку, все становится на свои места.

Итак, это сказка про Англию и трое ее очень умных детей. Основной темой сего повествования становятся страх и преклонение перед чудовищем - а именно, Интеллектом. Вполне классическим является ход - нужно очеловечить носителя интеллекта, иначе мы все пропали. Эта сказка об очеловечивании интеллекта начинает разговаривать языком архетипов: сначало робко и стеснительно, потом уже напрямую. Как только в финальной серии посланником ада в хоромы героев вплывает спрятанная в хрустальном яйце смерть, сказку уже не скрывают:


А дальше уже можно расслабиться и даже Лондон покинуть да уплыть за тридевять земель на остров Буян и тамошний замок Азкабан (или как он в этот раз назывался? Ах да, Шерринфорд). А там уже есть, где разгуляться - с бурей, пиратами, трикстером, пустым гробом и очень глубоким колодцем. Ах да! И с damsel in distress - куда же без нее? Страшная Темная Сестра, которая держит всех дементоров внутри себя самой, выпуская их периодически погулять, - на самом деле лишь заколдованная принцесса, которую нужно спасти. И превращается наш Шерлок в…

…Героя Грааля. Ну да, в него самого - а вы как думали? В этой сказке таки не без Грааля.


То, что средневековый квест Грааля привил к дереву архетипов, актуально не только для литературы фэнтези, но и для культуры в целом. Это очень простая вещь, постоянно повторяющаяся в тысячах историй с разными вариациями. Не силой и не умом должен блеснуть герой, а своим moral fibre, как говорил Дамблдор. Моральной сердцевиной, то бишь. «Я думал, ты совсем тупой, а ты демонстрировал, оказывается, моральную сердцевину», говорил Рон Гарри Поттеру, после подводного тура Триволшебного турнира. А что же Шерлок?
Моральную сердцевину Шерлока тянули из него при помощи Джона, а потом и Мэри, сезон за сезоном. Блистание интеллектом во время всего сиквенса в Замке создает всего лишь фон, на котором герой в ключевой момент сделает правильный моральный выбор. Кому-то это покажется очень шаблонным и предсказуемым развитием сюжета, кому-то - закономерным (например, мне, как творцу квестов), но так или иначе вслед за этим выбором последуют желанное Чудо - очеловечивание интеллекта. Для Шерлока оно окончательное и сопровождается исправлением «эпической ошибки» - игнорированием сестры в детстве, а для сестры - это только начало ее очеловечивания. Нам намекают, что оно разрушит ее как личность, но там уж Шерлок с игрой на скрипке склеит ее из обломков. А заодно и Англия спасена, ежели кто не заметил. И Джон, конечно, тоже.

Ну, вот и все. Разве не элементарно? А когнитивный диссонанс, также известный как WTF, возникает у многих от несоответствия личных ожиданий от жанра, использования канона, психологии персонажей и т.д. с тем, что в результате вырисовалось у создателей сериала. С «Шерлоком» ситуация усугубляется тем, что ожидания у многих высоки и эмоциональны, потому что сериал задел нас за живое еще с первого сезона, а потом исподтишка перекраивал и перезагружал эти ожидания. Лично я тоже ждала другого, но в результате вся эта лихо закрученная спираль показалась мне интересной, просто не сама по себе, а как культурный феномен в широком конктесте. Хотим мы того или нет, а сериал отражает дух эпохи. Про убийственный интеллект Сестры сказано, что это она - era-defining genius beyond Newton. Убрав отсюда гениальность и Ньютона, я бы перенесла и без того достаточно громкий эпитет era-defining на этот сериал. Это не похвала сериалу, кстати, а скорее критика эпохе, включая и нас с вами.

Несколько разрозненных соображений напоследок:
1. То, что человечество больше всего на данный момент боится интеллекта, и он же кажется ему при этом невероятно сексуальным, понятно. А вот что с этим навязчивым обратным отсчетом, с бомбой-в-метро, с наполняемым водой колодцем? Это просто неумение сценаристов нагнать саспенс иным способом, кроме избитого countdown’а, или тут тоже есть куда копнуть глубже? Если с интеллектом связан наш самый сильный страх, то обратный отсчет - одно из его воплощений - не успеть до дедлайна, не проявить свой интеллект в нужный момент, не додуматься до чего-то элементарного, а потом жалеть об этом, когда будет слишком поздно? Или наложение двух мощных источников страха - Интеллекта и Времени - уже само по себе «заводит» особенно если тикает Джим Мориарти, собственной персоной.

2. Визуализируя самое прекрасное, что было упомянуто в этой серии (а именно: Майкрофта в роли леди Брэкнел), я осознала, что и сама не прочь ее сыграть. Где мои огуречные сэндвичи?

3. Задумавшись о том, проходит ли сериал тест Бекдель, я начала вспоминать, есть ли в нем разговоры двух женщин хоть о чем-нибудь, кроме Шерлока. Прокрутила в голове сезон за сезоном и вспомнила один такой разговорчик! Долго смеялась, хоть это и грустно. А вы вспомните?

4. О том, что думать про Англию ужасно эротично, нельзя не сделать мем.

oscar wilde, сказки, фильмы, Англия, stories, метафоры, критика, sherlock holmes, картинки, sangreal, erotic, а если подумать?, harry potter, ассоциации, время, архетипы

Previous post Next post
Up