Моя история IELTS: часть вторая. Экзамен

Jun 08, 2014 23:03

И вот пришел день Х.
Валя как чувствовала - я очень старалась выспаться, но она разбудила меня в 4 утра и до 6 доставала, потом снова отрубилась. Я отрубилась вместе с ней, чуть не проспала экзамен и была в результате злобно-не-выспавшаяся. Все как всегда.

Экзамен проходил в обстановке теплой дружественной паранойи. Около 100 соискателей разместились в бальном зале архитектурного недоразумения под названием отель Hyatt. Бальный зал был тоже недоразумением - весь пол покрыт ковром!! Впрочем, я туда не на бал пришла. *вздох*
Каждый соискатель сидел за отдельным столиком, отмеченным его именем. У организаторов IELTS пунктик на cheating: любой шаг влево на экзамене приравнивается к попытке считерить. Поэтому на входе не только придирчиво проверяют паспорт, но и сканируют отпечаток пальца. Во время экзамена нет общих перерывов на сходить-в-туалет, поэтому попасть туда можно только за счет своего времени и под конвоем. На выходе и входе тебе снова сканируют палец. Естественно, все дивайсы - под запретом, даже электронные часы. Мобильники запечатывают в прозрачные пакеты с твоим именем и забирают. При себе можно иметь только паспорт и воду в прозрачной бутылке без этикетки. Этикетку с моей бутылки девушка на регистрации ловко содрала опытными коготками (я сама отказалась это делать).

Надо сказать, что все эти меры предосторожности вызваны неоднократным попытками соискателей в разных странах заслать подкупленного человека вместо себя на экзамен. В Китае даже как-то накрыли чей-то маленький уютный бизнес, где клиентами предлагалась именно такая услуга. Но выглядит всё это смешно, и я даже начала фантазировать на тему того, какими хитроумными способами можно считерить в таких жестких условиях. Впрочем, я опять отвлекаюсь.

Итак, мы с Юрой заняли места согласно купленным билетам, прослушали речь распорядительницы бала экзамена о том, что шаг влево, шаг вправо и т.д. И грянул марш. То есть грянула первая часть - Listening. И даже не грянула, а так себе заиграла. Звук на такое большое помещение мог бы быть погромче и почетче. Но в принципе все было слышно.

Первый текст был про чувака на визите у врача. Когда-то он повредил колено, а сейчас болит спина. Нужно было вписать в бланк медосмотра пропущенные слова. Мне было очень легко, разве что нужно было напрячься, чтобы записать длинный телефонный номер. Но я была готова к тому, что будет номер, и уловила его полностью.

Второй текст базировался на карте какого-то острова. Клада там не было, но зато были разные маршруты и достопримечательности. Нужно было слушать наставления экскурсовода и отмечать, где что находится. В принципе, было несложно - очень помогло то, что отправной пункт был в южной части острова и оттуда дороги вели на север, запад и восток - не нужно было переворачивать в голове карту разные стороны, как иногда приходится делать в таких заданиях во время подготовки.

Третий текст был диалогом двух студентов, которые готовили презентацию о взаимосвязи музыки и математики. Надо было выбирать ответы на вопросы (один из 4 вариантов) и тут-то сказалось коварство тестмейкеров. Все варианты казались подходящим - нужно было вчитываться именно в формулировку вопроса, чтобы выбрать правильный ответ. Часто все варианты ответов были репликами из диалога, просто нужно было соотнести с высказыванием одного из двух говорящих. А текст-то слушаешь один раз, сразу забываешь, кто именно что сказал. В общем, тут было сложнее.

Четвертый текст был про энциклопедию австралийского искусства аборигенов. Нужно было заполнить то ли таблицу, то ли конспект. Четвертый текст - всегда самый сложный, потому что много вопросов, идущих один за другим - не успеваешь на один ответить, как уже следующий надо вписывать. Но я справилась нормально и была уверена в правильности каждого ответа. Не подвели аборигены.

В конце давалось 10 минут на перенесение ответов из буклета, куда их лихорадочно вписываешь во время звучания трека, в специальный Answer sheet. Я перенесла их за три минуты и потом наслаждалась зрелищем нервно пишущих вокруг.

Reading
Как только начался Reading, я помахала рукой конвою, чтобы сводили меня в туалет. Эта часть экзамена после тщательной подготовки стала самой легкой для меня, так что я решила потратить именно это время на естественные потребности. Вернулась с дважды отсканированным пальцем и засела читать.

Первый текст был про способы коммуникации у животных. Вроде бы обошлось без страшных подвохов в вопросах - один был, но слишком уж очевидный. Я порадовалась, что научилась вникать в их логику.

Второй текст - по психологии, причем по знакомой мне теме! Но радовалась я рано - вопросы были коварны, и несколько раз я стирала ответы и писала вместо них другие (заполняется там все карандашом). Этот текст, наверное, пришлось перечитать два раза в общей сложности, пока выудила всё необходимое.

Третий - по истории навигации в Океании. Наверное, это был пик моей интеллектуальной активности в этот день - всё видела насквозь, все их мелкие хитрости (или мне так казалось). Так что привет еще раз аборигенам, я справилась.

Writing
Начала сказываться усталость. Я посмотрела на задание с графиками и захотела сбежать. Там были четыре графика, изображающие численность популяции разных видов рыб с 1982 по 2007 год. Меня чуть не стошнило на эти графики, особенно на популяцию рыбы-меч. Этот график практически лежал на нижней оси - и было непонятно: он сливается с нулем или все-таки немного от него отходит. В общем, что-то написала.
Я заранее выучила слова и выражения в духе «to show an upward trend, to hit the highest point, to show some fluctuation» и щедро напихала их в текст. Нужно не менее 150 слов, я же нашкрябала 152 и не придумала, как это все можно эффектно закончить. Кроме как написать эпитафию рыбе-меч…

Тема эссе была приблизительно такая: "все больше ручной работы выполняется автоматически. Приносит ли использование машин и механизмов только пользу людям или все-таки есть негативные последствия?"
Ну, уж я растеклась мыслию - тема-то благодатная. Оказалось, что писать карандашом неудобно, а когда начинаешь вытирать написанное, их чертов тонкий Answer sheet норовит порваться. Нужно написать не менее 250 слов - я нацарапала за 300, потом пыталась как-то сократить, но безуспешно. Получилось не совсем аккуратно, но, как мне казалось, во всех остальных смыслах - великолепно и с эффектной концовкой в таком духе: This is the lifestyle we have embraced and it defines who we are today. Осталась собой довольна.

На этом соискателей распустили - Speaking у всех был назначен в тот же или другой день на индивидуальное время. И очень вовремя - силы были на исходе, хотелось есть, спать и материться. Мы обменялись с Юрой впечатлениями (ему тяжело дался Listening и рыбы тоже не порадовали) и расползлись по домам.

Speaking
Эта часть экзамена была назначена мне в тот же день во второй половине дня и проходила в офисе конторы, организовающей экзамен, прямо у нас рядом. Надо было явиться на 20 минут раньше назначенного времени - видимо, чтобы нервно сидеть под дверью и кусать ногти. Ах да, и отдать на сканирование палец, конечно же. Потом соискателя вызывает в кабинет экзаменатор и запирается там с ним на ключ. Мне достался симпатичный такой молодой британец по имени Майк.

Спикинг записывается на диктофон, а также строго регламентируется. Схема такая -
1. общие вопросы (кто ты, откуда, что ешь на завтрак);
2. монолог на 2 минуты на заданную тему;
3. общие вопросы на более абстрактные темы, связанные с предыдущим монологом.

В общем, скажу сразу: я облажалась с таймингом. Я думала, ну что такое «говорить 2 минуты»? Ну, говорить себе приблизительно 2 минуты, пока не скажешь все, что можешь сказать по данной теме. Я даже и не думала готовиться к этому простому заданию.

И тут накануне Юра, который сдавал свой спикинг раньше, пишет мне, что он говорил 1 минуту 50 секунд и его спросили, не хочет ли он еще что-то добавить. Тут-то я и прозрела! Оказывается, говорить надо РОВНО 2 минуты. Если ты говоришь меньше, тебя просят поговорить еще, если больше - обрывают! Да, они сидят там с секундомером! Я была в шоке от этой новости, прекрасно понимая, что я не умею говорить РОВНО 2 минуты.

Короче, на экзамене, когда Майк меня запер в кабинете и вытащил свои диктофон и секундомер, я сняла с руки свои не-электронные часы и положила перед собой. Like it was going to help…

Сначала были общие вопросы - это было легко: кто ты, где ты живешь, нравится ли тебе это место, хорошо ли там жить с детьми, умеешь ли ты пользоваться картами, что лучше - бумажные или электронные карты, спрашиваешь ли ты порой у людей, как куда-то пройти, какая твоя любимая еда, любила ли ты ее в детстве, училась ли ты в детстве готовить… больше уже не вспомню.

Потом была тема для монолога и минута на его подготовку. Тема была коварная: расскажи про предмет, который ты купила когда-то, но мало использовала. Вот скажите мне, если вы купили какую-то ненужную хрень, которую мало использовали, то что про неё вообще можно рассказать, кроме пары предложений?
Но мне сразу пришла в голову мысль рассказать про перо, которое я купила когда-то на последние деньги в Оксфорде. Туда легко было приплести кучу всего: и зачем я ездила в Оксфорд, и где я там увидала запавшее в душу перо, и как я потом им писала чернилами трогательные письма и т.д. (Муж потом, когда я ему рассказывала про всё это, сказал, что лучше бы я говорила про купленный нами когда-то в момент временного помешательства в секс-шопе сиреневый вибратор… Что ж, признаю, это тоже было бы интересно. Maybe next time.)
Да, тема пера была хороша. Тем обиднее было облажаться со временем. Я смотрела на секундную стрелку на своих часах, чтобы начать говорить, когда она будет на 12, - так легче было бы следить за временем. Я начала говорить, но Майк меня тут же перебил - сказал, что я не использовала полностью свою минуту на подготовку!! Я гордо сказала, что мне не нужна целая минута и продолжила, но с подсчета времени я уже сбилась.

Вещала я вдохновенно и, как мне казалось, достаточно долго. Так что я остановилась и спросила, использовала ли я свое время, на что Майк жестом показал мне, говори, мол, говори еще. Ну я бла-бла-бла, на часы не глядя, потому что все равно сбилась и не помнила начала отсчета. Снова остановилась, будучи уверенной, что прошло уже минут 5, но Майк еще раз повторил свой жест рукой. Ну я, бла-бла-перо-бла-бла-пишите-письма-бла-бла-красивый-почерк и т.д. Пока по его глазам уже не прочла, что 2 минуты наконец-то истекли.

Далее были вопросы на темы нужных и ненужных предметов, recycling, почему это важно, что делает (или не делает) государство в этом плане, как рекламируются товары, какие используются механизмы влияния на покупателя, что-то там по телевидение и т.д. Отвечала я бодро и уверенно, радуясь, что на секундомер уже никто не смотрит.
На этом распрощались и меня выпустили на свободу.

Результатов пришлось ждать 2 недели. О них я вам напишу в следующем посте. (Заинтриговала хоть??)

english, вещизм, ученики, ielts

Previous post Next post
Up