Направление на северо-запад. 15 дней. 8000 километров. В этом году свой зимний отпуск я провела на Кольском полуострове. Там за Полярным Кругом природа невероятно красива и сурова, дороги непредсказуемы, а люди гостеприимны! Я уже написала о том, что интересного увидела по пути, как провела время на берегу Северного Ледовитого океана и в тундре. А напоследок расскажу про старинные поморские села.
В связи с метелью в Кировске решаем выдвинуться дальше. По плану - посещение старинных поморских сел, расположенных на берегу Белого моря. Первое из них Умба. Расстояние от Кировска до него 240 км.
Также как и в других небольших населенных пунктах, в Умбе решаем остановиться у местных жителей. Нас приютила пенсионерка по имени Тамара. Отношения к поморам, издавна населявшим эти края, она, к нашему сожалению, не имеет... Тамара родом с Украины и просто переехала в Умбу в молодости. Мы обосновались деревянной избе в рабочем поселке, который возник в 1898 году при лесопильном заводе. Но интересовала нас совсем другая Умба.
Неподалеку от рабочего поселка в устье реки Умба и между двух заливов Белого моря раскинулось одно из старейших поселений Кольского полуострова. Это бывшая вотчина Соловецкого монастыря. Впервые село упоминается в 1466 году.
Первые русские люди пришли на эту землю ещё в X-XI веках. Упоминание о них содержится в летописи от 1216 года. Впоследствии поселенцев этих назовут поморами. В XIII веке Кольский полуостров официально войдет в состав Новгородской феодальной республики.
К концу XVI века села Терского берега (в том числе и Умба) попадут под влияние монастырей: Соловецкого, Николо-Корельского и др. Поморы не знали крепостного права, зато исправно платили дань этим монастырям.
Сегодня старинное поморское село - удивительный музей под открытым небом. Его с уверенностью можно отнести к той категории мест, попадая в которые, будто в прошлое переносишься. На высоком берегу темнеют традиционные северные дома - огромные и добротные. Вот смотришь на такие и думаешь, каково это жить не в бетонной коробке, купленной в ипотеку, а в деревянной избе, которую твой отец (или муж) своими руками возвел, силы вложив и частичку души.
Старые фотографии поморов нам показали в местном музее. На снимках большие семьи. Нарядные барышни.
Здесь же снимки из серии "поморы на промысле". Издавна люди жили на Белом море за счет рыбалки. «Море - наше поле», «Даст Бог рыбы, даст и хлеба», - говорили обитатели этих мест. И по сей день здесь добывают треску, камбалу, зубатку, морского окуня, селедку. А также речную рыбу: судака, щуку и т.д.
Для того, чтобы выходить в море поморы сами шили лодки. Здесь их называют карбасами. Раньше делать такие умел каждый мужчина в Умбе. Сегодня, как нам рассказали в музее, остался всего лишь один мастер на все село.
А вот женщины и по сей день в Умбе - любительницы рукоделия. Мы заглянули в местный ДК и были очарованы всей красотой, что создается в мастерской. Не покладая рук, жительницы села ткут, шьют, вяжут, лепят из текста... Без сувениров туристы из поморского села никогда не уезжают.
Дальше мы решили прокатиться вдоль Белого моря. Чтобы увидеть и другие старинные поселения поморов. Добраться запланировали до поселения Варзуга, расположенного 140 км от Умбы.
По пути остановились в селе Кашкаранцы. Здесь поморы всегда добывали семгу и нерпу. Старые избы, рыбацкие сараи и брошенные карбасы на берегу Белого моря словно памятники.
И вот, наконец, Варзуга. Это единственное село Терского берега, которое стоит не у моря, а в 20 километрах от него, на одноименной реке. Одно из первых упоминаний о Варзуге содержится в грамоте 1466 года.
При заезде в село открывается впечатляющая панорама. Недавно здесь отреставрировали жемчужину деревянного зодчества Русского Севера - Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Считается, что сёмга и Успенская церковь - главные символы и достопримечательности Варзуги.
Рядом - церковь во имя Святителя Афанасия Великого. Ее основали соловецкие монахи в конце XV века. При советской власти в здании находились сначала ясли, затем мастерская по шитью лодок и клуб. Приходу храм возвратили 1999-м. Недавно и его отреставрировали.
Дополняет ансамбль деревянного зодчества колокольня. До Революции в Варзуге их было две. Но при коммунистах строения разрушили. Новую колокольню возвели в 2001 году. И кстати, на нее подняли колокола, отлитые не где-нибудь, а на Урале.
Варзуга стала последней точкой нашего путешествия. Мы вернулись обратно в Умбу, выспались и выдвинулись на Урал, наслаждаясь живописной дорогой и восхитительными видами Белого моря.
Дорога домой заняла 4 дня. На этот раз мы решили с другой стороны объехать Онежское озеро. За день преодолев 810 км, переночевали с столице Карелии - Петрозаводске.
На следующий день, двигаясь вдоль Онежского озера, попали в Ленинградскую область. Сюрприз нас ждал в поселке Вознесенье. Здесь через реку Свирь пришлось вместе с автомобилями переправляться на пароме.
Дальше мы ужасались от плохих дорог в Вологодской и Костромской областях. Но проехали 1100 км и остановились на отдых в старинном городе Галич.
В третий день преодолели еще 670 км и заночевали в Омутнинске Кировской области.
И, наконец, проехали 680 км. Прогулялись по набережной Камы в Перми. И мы дома.
P.S. Преодолев 8000 км, северного сияния я так и не увидела. Но не расстроилась. Ведь сколько всего интересного было в пути и сколько удивительных счастливых людей встретила во время этого путешествия! Они убедили меня в том, что летом на Кольском полуострове также невероятно красиво, а еще пообещали замечательную рыбалку. Так что когда-нибудь придется повторить это турне в теплое время года. Еще я поняла, что на наших уральских дорогах инспекторов ГИБДД больше, чем на всех трассах Русского севера вместе взятых, а еще дороги у нас в регионе очень ровные, и их действительно чистят от снега, так же как и улицы Екатеринбурга. И теперь не понимаю, почему же у нас так много аварий... В пути видели всего лишь одну. Как же радостно, что мы проделали длинный северный путь на двух маленьких автомобилях - Opel и Skoda, без происшествий! Ну а северное сияние я обязательно посмотрю. Охоту на него продолжу следующей зимой. Уже нашла единомышленников, готовых поехать со мной на Ямал.