Много лет в моей комнате висела репродукция этой знаменитой картины Крамского.
Несомненно,автор создал великолепный портрет с угадывающимися чертами характера и мастерски выписанными деталями,но...картина ничуть не хуже,скажем"Портрета издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина"
Однако тайна,связанная с ее героиней,привлекает к картине повышенное внимание.Никто до сих пор не установил,кем являлась эта красивая независимая женщина.
Репродукция эта была подарена много лет назад моей маме.В последствие она досталась мне при мамином переезде.Картина мне всегда нравилась,многие видели в чертах неизвестной мои черты и создавали целые теории о нашем с нею сходстве внешнем и внутреннем.
Однако совсем недавно узнала я то,какова была судьба самой,только что нарисованной картины.
Естественно волнующий аромат тайны окутывает эту картину Крамского.Его «Неизвестная» - портрет красавицы, написанный вполне реалистично. Вот уже более 120 лет зрители, критики, художники восторгаются ею. Но она смотрит на всех свысока из открытой коляски - лицо вспыхивает презрительным румянцем, губы кривятся. Словно все вокруг недостойны ее красоты. И кажется, что она - реальная женщина, а мистическая королева холодного, туманного Петербурга.Это сейчас мы видим в ней утонченную аристократку. Но современники, глядя на моднейший наряд, легко «прочитывали» ее социальное положение - дамы высшего света никогда не надевали столь ультрамодных нарядов, это считалось неприличным, а на прекрасной незнакомке «писк моды» - бархатное, отороченное мехом с синими атласными лентами платье-пальто, называемое «скобелев», и шляпка-беретка «франциск». Так что, несмотря на шик, современники понимали - перед ними одна из дам полусвета.
Лишь один человек не разделял всеобщих восторгов - Павел Михайлович Третьяков. Долго стоял, пытливо вглядываясь в холодно-презрительные глаза незнакомки, потом резко повернулся и вышел из зала. Крамской обиделся и продал свою красавицу в небольшую частную коллекцию.
Отчего же Третьяков отказался купить «Неизвестную»? может оттого, что слишком хорошо знал - портреты красавиц не приносят ничего хорошего. У коллекционеров даже поверье есть, что красавицы с картин пьют жизненную энергию у зрителей. Недаром и «Джоконду» Леонардо, и красавиц Боттичелли или Тициана называют вампиршами, а фанатики пытаются порезать их и уничтожить.
«Неизвестная» тоже пошла по несчастливой дорожке. Правда, первое несчастье она принесла автору, когда вместо известнейшего собрания Третьякова попала к мелкому коллекционеру, а потом никак не могла успокоиться, переходя из рук в руки.
К тому же едва она появлялась на очередной выставке, публика начинала шептаться, что обладание картиной приносит горе - одного ее владельца бросила жена, у другого сгорел дом, третий обанкротился. Но самое страшное случилось в семье ее создателя - меньше, чем через год у Крамского умерли два сына.
А «Неизвестная» странствовала по России, даже за рубежом ухитрилась побывать. Только в 1925 году она оказалась, наконец, в Третьяковской галерее и с тех пор «успокоилась». Может, потому, что всегда мечтала попасть именно сюда? Вот только тайна ее по-прежнему не раскрыта.
Когда я совсем недавно узнала эту историю странствий "Неизвестной"сразу вспомила,что все мои заболевания начались имеенно тогдая.когда я повесила репродукцию над своей кроватью.Я никогда не была суеверной,но странная сила заставила меня прямо ночью снять ее со стены и утром вынести в парадную.Через 5 минут ее там уже не было.Но ощущение какого то облегчения не покидает меня с тех пор.