Как наш 2 класс 51 школы отказывался от башкирского языка
http://my.mail.ru/community/russkaja_shkola/66E51F9A959CDEE7.html На последнем в учебном году родительском собрании, -где то в конце мая, -20 человек из нашего класса подписали заявление на отказ от изучения башкирского языка и перевод его изучения на факультативную основу, всего четверо человек отказались подписать. 3 сентября 2013 г.,когда дети пришли в школу, они получили учебники по башкирскому языку, а родителям сказали, что он поставлен в учебный план.
Я тут же пошла в МО РБ к министру образования А.Гаязову, Ишемгуловой(зав.школьного отдела), Аристархову(зам.министра), оставила там свое заявление, поговорила со всеми, рассказала, что еще в мае мы отказались от изучения башкирского языка. В устной беседе Гаязов полностью меня поддержал и дал статью одновременно в Комсомольской Правде от 11.09.13 о добровольности изучения башкирского языка в 1 - 3 классах.
Пошла в РОНО с заявлением, оставила его там, зарегистрировав.
Подала в прокуратуру РБ.
Через неделю меня пригласили в РОНО и сказали, что когда мы поступали в школу в 2012 г. ,родители подписывали заявление о том, что они ознакомлены с уставом школы, который был написан в 2011 г.и там был следующий пункт:"башкирский государственный язык входит в учебный план ". А по новому федеральному закону РФ " Об образовании " 273 - ФЗ от 01.01.2013 ст.44 п.6 (вступил в силу 01.09.2013) родители обязаны исполнять локальные нормативные акты, т.е.устав школы. (А я так понимаю, что устав школы устарел, теперь уже действуют новые законы.) Правда ещё там сказано, что родители могут выбирать язык, языки образования.Позвали меня для того, чтобы дать ответ, но ответ в письм.форме так и не дали. Наверное опасаются себе навредить.
Потом прошла информация, что родителей по одному, два человека приглашают к директору и дают подписать учебный план, в котором есть башкирский язык 1 раз в неделю. То есть так и говорят:"Ознакомьтесь, распишитесь".Естественно, хоть про какие то права, которые у них есть, им никто не говорил. Это принципиально важный момент.
Люди уже пришли напуганные ( " зачем нас приглашают в кабинет к директору? "), плюс незнание законов и своих прав. Поэтому подписывались. Я общалась с одной мамой, которая подписала этот учебный план. Спросила:"Зачем Вы это сделали? Ведь весной мы всем классом уже написали заявление ?" Она ответила, что ей никто не сказал о том, что у нее есть выбор. Если бы она о нем знала, она бы не подписала. То есть башкирский язык, повторюсь, им предоставили как данность, которую нельзя исправить. Тут я созвонилась с координатором родительского сообщества "Образование и русский язык в Башкирии", рассказала ей всю нашу эпопею и она посоветовала мне обратиться в Собор русских и СМИ.
17 сентября состоялось родительское собрание нашего класса, на котором присутствовали практически все родители ( 1 человек отсутствовал ), а также директор школы, зам . директора по учебной части (бывший директор школы), зам.директора, завуч по воспит.работе, секретарь, которая вела протокол. Начала выступление директор школы, которая зачитала ответ на мое заявление из РОНО. Ответ был такой же как и устный, который мне дали в РОНО - ссылка на устав. Но опять же почему то оригинал ответа мне лично в руки не дала, а дала ответ без подписи, сославшись на то, что даст оригинал завтра (забегая вперед, ответ в итоге я все таки получу по почте). А дальше было следующее.
Сказали, что я дала порочащее школу 51 интервью в ИА Регнум о том, что директор вызывала к себе в кабинет по одному, по два человека и оказывала на родителей психологическое давление, чтобы они подписали учебный план, где в школьном компоненте присутствует башкирский язык. Директор туд же опросила нескольких родителей и спросила:"Давила я на вас или нет???"Все сказали, что нет. После их ответа, директор сказала, что подаст на меня в суд за клевету. (Это было сказано при всех присутствующих ). Я сказала:"Подавайте".
Слово взяла бывший директор школы. Она стала говорить о том, что мы должны быть дружными, что мы делим класс пополам и нет ничего страшного в том, что дети будут ходить 1 раз в неделю на этот предмет. Оценки им всем будут ставить хорошие, урок будет в виде игры, заданий на дом задавать не будут. Дети с удовольствием участвуют в КВНе на башкирском языке и даже заняли в прошлом году 2 место. И вообще наши дети будут только умнее и развитее от того, что учат сразу 2 языка-английский и башкирский. Почему мы все решаем за детей, а если ребенку понравится изучать баш.язык, а родители его этого права лишат?
Но ведь у каждого есть свои причины-изучать или нет тот или иной язык. Если люди решили не изучать, то почему такое давление оказывается на нас?
После всего сказанного было решено, что пусть дети ходят на башкирский язык 1 раз в неделю. Я сказала, что мой ребенок ходить на этот предмет не будет и еще одна мама отказалась. Остальные 21 человек родителей выразили желание, чтобы их дети посещали этот предмет. Вот теперь скажите, что повлияло на родителей-почему они сначала в большинстве своем отказались от этого предмета, а на собрании, где выступала администрация школы, согласились?
Я хочу ответить за себя лично, -пусть основная масса родителей думает иначе, -на родительском собрании тоже было оказано психологическое давление. Лично я на себе это очень хорошо почуствовала. И никто из администрации не сказал, что у меня есть правона добровольное изучение и я могу этим правом воспользоваться. (А министр образования говорил!)
Решение собрания:школьный компонент обсудить в следующем 2014 году в мае, возможно сделать этот предмет в виде факультатива (Оказывается это все таки возможно). Устав школы администрация может изменить, потому что есть время до 2016 г. (А почему раньше нельзя). И как у них будет приниматься учебный план в следующем году для начальных классов, когда устав написан в соответствии со старыми стандартами, я не знаю.
Итог таков, когда все родители ушли, директор сказала, чтобы я и еще одна мама должны снова написать заявление и наши дети ходить на башкирский язык не будут. Через два дня у нам присоединились еще две мамы. Может быть и такое, что все 20 человек напишут заявления, но уже индивидуально.
Еще хочу добавить, что я не против башкирского языка как такового,-пусть его изучают все желающие. Я против изучения любого дополнительного языка для моего ребенка. Я домохозяйка, занимаюсь воспитанием дочери. Мы посешаем курсы английского языка и я считаю, что для нее изучение одного иностранного языка будет пока достаточно. Если мы захотим изучать еще один язык (башкирский или немецкий-неважно), мы обязательно это сделаем. А пока мы хотим получать твердые знания по основным предметам и это у нас очень хорошо получается. Меня и многих родителей школьников очень напрягает, что чиновники решают за нас-что полезно изучать дополнительно к основным предметам нашим детям. По закону РФ это обязаны делать родители.
Я бы очень хотела, чтобы РОНО от нас отстало и дали возможность спокойно учиться и жить нашим детям.
Синднева Екатерина
51 школа Калининский район
г.Уфа