ЗАПРЕЩЁННОЕ "ЧУДО"

Jul 06, 2013 21:27

Почему прорывные идеи для обустройства страны никому из властей предержащих сегодня неинтересны?



Как сенсацию информационные агентства преподнесли сообщение о том, что военную технику будущего американцы начали создавать всем своим миром. Действительно, выглядит необычно. Страна абсолютного индивидуализма и рыночных отношений вдруг объединилась в едином порыве для укрепления оборонной мощи государства - словно враг стоит у ворот. Что же в реальности происходит в США? И что вспоминается в связи с этим из нашего недавнего прошлого?

В Америке - никакого альтруизма, никакого ура-патриотизма. Все хорошо просчитано, четко организовано и проплачено, правда, очень умеренно. Как сообщается, чтобы сэкономить на разработке военной техники и при этом не отстать в развитии, Пентагон решил использовать созидательный потенциал гражданского населения. Действительно, современная военная техника с каждым годом становится все дороже. Сегодня даже разработка концепции и создание макетных прототипов занимают много времени и требуют серьезных капиталовложений. Сравнительно недавно специалистам оборонного научного агентства США пришло в голову привлекать всех граждан, желающих создавать что-то новое, для разработки военной техники. Было подсчитано, что даже при отсутствии финансирования «толпа энтузиастов» способна генерировать новые идеи, которые можно сразу применить на поле боя. Для проверки этой концепции был проведен конкурс на создание прототипа легкой бронемашины. И действительно, ее прототип совершенно нового поколения был разработан и построен всего за 98 дней. Дальше прототипа дело не пошло, но такая задача и не ставилась. Главное было проверить: работает сама идея привлечения «толпы» или нет. Работает! А премии за лучшие работающие проекты составляют от 10 до 100 тысяч долларов - «копейки» в сравнении с теми затратами, которые идут элитным разработчикам.

Такой подход к проектированию военной техники представляется совершенно логичным и по-настоящему государственным. Любому здравомыслящему человеку понятно: гораздо эффективнее было бы предложить уже сейчас миллион долларов за несколько прорывных идей, чем вкладывать миллиарды тех же долларов в «Сколково», где когда-то кто-то будто бы похожие идеи родит.

И тут мы волей-неволей приходим к чисто российской проблеме: идеи, деньги и внедрение новых технологий у нас всегда существуют в каких-то параллельных мирах, никак между собой не пересекающихся.

Проблема действительно российская - она имела место быть и при царизме, и при социализме, и благополучно существует при нынешнем капитализме.

Можно вспомнить и паровоз братьев Черепановых, и самолет Можайского, и электролампочку Ладыгина, и радио Попова, и телевидение Зворыкина. Русские были первыми, но массовое внедрение наших идей происходило за границей, слава первооткрывателей почти всегда доставалась чужим. Многие всерьез поверили, что в России живут сплошь иванушки-дурачки, способные лишь сидеть на печи, да мечтать о «собственном хотении да щучьем велении». Все чаще приходится слышать: раз вы такие умные, почему такие бедные? И возразить вроде бы нечего.

С другой стороны, не дурачки же создали индустриальную сверхдержаву, освоили ядерную энергетику и первыми покорили космос. Всего-то лет тридцать - с середины 1930-х до середины 1960-х - государство строилось энтузиазмом и творчеством самых широких масс. Тогда самые невероятные идеи могли воплощаться в жизнь, и жизнь эта буквально кипела. Даже в условиях официально преданного анафеме «сталинского тоталитаризма».

На одном из телеканалов сейчас идет стеб-шоу «Нереальная история». Советский период в нем представлен «шарашкой», в которой подневольные ученые впервые создают все, чем мир сейчас гордится: от «айФонов» и «айпадов» до объемного киноизображения. И все это тупой киношный «бериевский смотритель» в военном мундире в буквальном смысле топчет своими тяжелыми сапогами. В действительности же, именно «шарашки» дали возможность создать и реализовать многие прорывные идеи. Существует версия: Лаврентий Берия, понимая, что является винтиком в репрессивной машине, которую, вполне возможно, запустили в Советской России из-за ее пределов, распорядился действительно умных людей не отправлять на лесоповал, а собирать в закрытых научных центрах: сберечь таланты и дать им возможность работать. Туполев, как вспоминают его коллеги, находясь в заключении, выглядел вполне сытым и более чем работоспособным. Королев, пройдя страшные испытания, остался жив, получил в итоге возможность работать на острие ракетной тематики. Тот же Солженицын, открывший само понятие «шарага», реализовывал в ней свои математические способности в деле укрепления обороноспособности государства. А заболев раком, был вовремя диагностирован и успешно прооперирован в системе ГУЛАГ-«шарага», прожив потом долгую и весьма яркую жизнь.

После разоблачения культа личности Сталина все стало на свои места. Какое-то время, без «тоталитарного нажима», по инерции, продолжали реализовываться проекты, рожденные в «шарашкиных конторах». А с началом официального строительства коммунизма полностью освобожденная творческая мысль стала творить сама по себе и большей частью для себя. Партийных бонз, руливших наукой и техникой, интересовало лишь то, что создавалось по плану и «в строгом соответствии».

В итоге к началу «перестройки» похвалиться особыми прорывами в высоких технологиях Советский Союз не мог. Старые идеи были реализованы, а новых по официальным директивам почему-то не появлялось.>

И тут не кто иной, а именно чекисты решили вновь обратиться к творчеству масс. В середине восьмидесятых годов под «крышей КГБ» была создана структура, которая стала отбирать и финансировать практическую проверку самых «сумасшедших» идей, отвергнутых официальной наукой. Из рассматриваемых предложений многие действительно рождались в больных мозгах воспаленным воображением. Однако около двадцати процентов уже претендовали на серьезные открытия, из которых несколько давали бы экономический эффект. Но эффект этот, в случае реализации, был бы фантастическим. Если бы при Горбачеве удалось воплотить в технологическую реальность лишь малую часть тех отобранных идей, появившихся в стороне от столбовой дороги официальной науки, то, к примеру, углеводороды на внутреннем рынке сегодня стоили бы копейки, а Советский Союз не только сохранился бы, но и стал бы примером энергосбережения, чистейшей экологии и абсолютной экономической устойчивости. Увы, даже «всесильное» КГБ не смогло пробить абсолютно чуждую русскому народу косность высших эшелонов государственной власти. И СССР рухнул.

Перечислю лишь часть того, что мы могли бы, в отличие от Запада, иметь уже лет двадцать пять, но чем не располагаем по сей день. Ядерная энергетика перешла бы на совершенно иной уровень выработки электричества. Проблема утилизации радиоактивных отходов была бы решена полностью. Мы бы решили вопрос радикальной очистки самых загрязненных территорий и самых грязных вод на планете. Проблема бытовых отходов просто бы исчезла. Цена электроэнергии для внутреннего пользования была бы символической, зато ее экспорт стал бы доминирующим. Если говорить приземленнее и конкретнее, то наша страна имела шанс стать мировым лидером по выпуску самых компактных, самых мощных и самых экологически чистых двигателей внутреннего сгорания.

Ничего из этого реализовать не удалось. И вовсе не потому, что идеи были бесплодной фикцией. Как раз - наоборот. Они оказались настолько революционными, что даже Запад не мог их осмыслить и переварить. Увы, большую часть из того, что было почти реальностью четверть века назад, сейчас воссоздать невозможно. Ушли из жизни многие авторы гениальных идей, а их математические выкладки и конструкторские расчеты не сохранились. После развала СССР финансирование по исследованию «сумасшедших идей» сразу прекратили.

А теперь - о «кровавом Берии» и русских «иванах-дураках». Когда в СССР реализовывался атомный проект, надо было построить ведущий центр. Построили его во глубине сибирских руд. Это был действительно подземный научно-производственный центр, причем ракетно-ядерный.

Лично Берия распорядился: чтобы исключить утечки секретной информации, в этом центре должны работать только этнически русские люди.

Строили центр, как водится, зэки с русского Севера. Условия и заработки были такими, что когда расформировали лагерь, практически все остались вольнонаемными, а те, кто освободился, вскоре вернулись в места бывшего заточения со всей своей деревенской родней.

В научный центр категорически запрещалось брать на работу специалистов даже самой высокой квалификации, если они по паспорту были даже украинцами. Великодержавный шовинизм чистейшей воды! Но автором его был человек с нерусской фамилией Берия…. Сорок лет - с 1952-го по 1992-й - в центре жили и плодились лишь русские люди. Других там не прописывали. Что создали в этом центре - до сих пор под грифом «Совершенно секретно». Можно лишь сказать, что, к примеру, изделия космического направления не уступали по своим характеристикам лучшим зарубежным аналогам.

Однако самое удивительное заключалось в том, что русские дети своих русских родителей к началу 2000-го оказались самыми здоровыми и умными во всей многонациональной Сибири и во всей России. Они массово побеждали на любых интеллектуальных олимпиадах, в том числе - международных. Без проблем поступали в самые престижные вузы страны. В закрытом городе не было преступности, и общая атмосферы царила самая доброжелательная, хотя, надо отметить, православного храма там не стояло. Однако, наверное, некое высшее начало сокрыто в самой сути русского человека.

В середине 1990-х национальные ограничения сняли. Первыми рванули в закрытый город шустрые «кавказцы», которые организовали там коммерческие ларьки... Позже было много чего еще...

Что в итоге? Уникальный русский научный центр фактически закрыт, оставаясь режимным объектом - что смешно.

В городе, где когда-то, как в северной деревне, двери не закрывали, начались квартирные кражи, разбой на улицах и убийства - притом, что населенный пункт оставался закрытым и огороженным колючей проволокой. Впервые за минувшие десять лет интеллект выпускников местной школы пошел в минус...

Русское чудо в России отложено. Прорывные идеи для обустройства страны и, тем более, для ее защиты, никому из властей предержащих сегодня неинтересны. А если что-то гениальное невзначай родится, у нас есть люди, которые быстро помогут воплотиться этой идее за океаном в интересах, так сказать, общечеловеческих, а не узконациональных.

Сергей Птичкин

http://www.stoletie.ru/versia/zapreshhennoje_chudo_2011-11-15.htm

наука, достижения, история

Previous post Next post
Up