Сравнительный анализ семи драматургических парадигм - 5

Jun 05, 2012 00:28


СТРУКТУРА СЮЖЕТА

Структура сюжета это временный позвоночник, хорда. Историям нужна структура, чтобы сформироваться, как единое целое. парадигмы создания историй объясняют, как создавать сюжетную основу для историй и как распознавать, фиксировать, сюжетные проблемы. Простая сюжетная структура держит простой сюжет. Сложная сюжетная структура держит сложный сюжет. Идеальная сюжетная структура в состоянии держать как простой, так и сложный сюжет.

Сравнение сюжетных структур в различных парадигмах оказалось одновременно и проще, и сложнее, чем я ожидал. В них очень много похожего, но кое-что существенно рознится. Я решил не мучиться сравнивая абсолютно все, а сосредоточиться на том, что так или иначе включено в любую историю - структура акта.

Вот как я собираюсь поступить:

- поговорить об авторе и аудитории;

- дать обзор моих изысканий насчет сюжета;

- показать и пояснить каждую систему вкратце;

- покопаться внутри и посравнивать;

- оценить преимущества и недостатки Драматики.

Слово об авторе и аудитории

Человеческое сознание - природный разрешитель проблем и ищейка паттернов (образцов,  моделей). Когда что-то упущено, мы натурально заболеваем, чувствуя этот пробел. Понимаете о чем я? Вы погружены в лист с буквами, не так ли? Но вы не погружаетесь в пробелы между словами. Когда мы не можем адекватно ощутить пропущенный кусок, мы вытесняем неполный паттерн за пределы нашего сознания. Буквально - один знак, одно значение. Спрятанные от нас вещи, делают нас слепыми в отношении них. Эти слепые пятна, каким-то способом могут проявляться в нашей работе и создавать трудности для нашего письма. В этих случаях парадигмы создания историй могут помочь. Они напоминают нам, как работает история - как собрать её вместе.

Каждый писатель существует одновременно в нескольких ипостасях. Две важные - автор и аудитория. Это очень разные роли, но автор играет их одновременно, когда разрабатывает историю. Автор - творец истории. У него есть «божественное» знание и сила сформировать её. Аудитория - интерпретатор истории. Она переживает историю так, как та преподнесена, раскрашивая её в силу своих наклонностей и возможностей интерпретирования.

Инструменты, навыки и мотивации у автора и аудитории разные. Как «бог» во вселенной истории, автор создает и ранжирует разные элементы включая характеры, тему, жанр и сюжет. То, как история собирается зависит от авторского замысла. Аудитория - пассивно воспринимает и очень редко прикладывает усилия, чтобы раскодировать составные части истории ради открытия авторского замысла. Аудитория ищет смыслы в паттернах, которые уже созданы внутри истории.

Иногда тонкая и завершенная с точки зрения автора история, ставит аудиторию в тупик, кажется ей незаконченной со зрительской точки зрения. Когда аудитория ощущает наличие пробелов в истории, она пытается заполнить их чем-то из собственного опыта. когда пробелы (дыры) слишком велики, настолько что история распадается на части и не ощущается, как единое целое - связь между автором и аудиторией рвётся. Вот почем писателю, как автору, нужна помощь, чтобы обнаружить проблемы истории.

Все это приводит так к обстоятельному изучению парадигм построения сюжета.

Обзор

Семь парадигм построения сюжета это: «Парадигма» Сида Филда, «Центральный сюжет» и «Квест» Макки, «Двадцать два строительных блока» Труби, «Путь героя» Кристофера Воглера, «Шесть ступеней строительства сюжета» Майкла Хога, «Арка истории» Линды Сигер и «Структура акта» Драматики.

Я бы хотел отметить, что примеры парадигм сюжета здесь упрощены по сравнению с оригиналами. Иллюстрации, которые я использовал, чтобы показать сходства, взяты без изменений.  Я старался дать как можно более полное, всеобъемлющее представление о них, без искажения мысли авторов, но делая её максимально понятной.

Нарисовав иллюстрации в каждой из сюжетных парадигм, я был удивлен, увидев до какой степени они структурно похожи. В то же время каждая из них уникальна и было достаточно просто обнаружить сходства и различия с постулатами Драматики на этот счет.

Большая часть парадигм основана на четырехактной структуре - плюс-минус четыре одинаковых сегмента. Некоторые системы выделяют акты особо, но большая часть проявляет смысловые паттерны, даже если сегменты дополнительно разделены или обозначены (типа, Акт 1, Акт 2 - часть 1, Акт 2 - часть 2, Акт 3 и т.д.). Исключения из четырехактной структуры составляют Макки, Труби и Сигер, которые используют традиционную трехактную структуру, хотя Труби модифицировал её не по-детски.

Глядя на различные парадигмы сюжета, очевидно, что большая часть использует только две магистрали: внутреннее путешествие героя и внешнее.

В общем, хватит воду лить, давайте же посмотрим на эти парадигмы:

«Парадигма» Сида Филда:




«Парадигма» Филда это четырехактная структура замаскированная под трехактную. Она начинается с экспозиции и провоцирующего инцидента, имеет обязательные поворотные точки, «прессы» (пинки) посреди актов и финал с кульминацией и разрешением всего. Так же, это не представлено в иллюстрации, но Парадигма описывает внешнее путешествие героя, как его попытки достигнуть цели истории и внутреннее путешествие Главного героя.

Макки использует два разных графика, чтобы проиллюстрировать сюжет. Первый - это простой линейный таймер, который называется центральным сюжетом.




Центральный сюжет Макки это модифицированная трехактная структура. Сюжет начинается с провоцирующего инцидента, переходит в прогрессию усложнений и заканчивается кризисом, кульминацией и разрешением. Не показано, что Макки использует «биты» истории, чтобы строить сцены; сцены, чтобы строить эпизоды; а из эпизодов складывать акты. Его третий акт немного короче, чем последний акт в примерах четырехактной структуры. Дополнительное время забирает второй акт, который немного длиннее, чем совокупность средних актов в четырехактной структуре.

Второй график Макки называет «Квестом».




Квест описывает течение конфликта в истории. «+» и «-« представляют позитивные и негативные истоки конфликта в предыстории до провоцирующего инцидента. «Позвоночник» представляет главную линию истории. Осознанные и неосознанные желания описывают взаимопроникновение внешнего и внутреннего путешествий. Внутренний, межличностный и социальный характеризуют тип давления, который будет оказываться на протагониста/главного героя по мере развития истории. Осознанные и неосознанные объекты желания представлены целями путешествий героя.




Сигеровкая «Арка истории» (или история А) - это крепкая, ясная трехактная система. В ней есть экспозиция, которая начинается с образа запускающего катализатор истории (провоцирующий инцидент), и ставит центральный вопрос (цель). В ней предусмотрены две поворотные точки, там где проходит разделение между Актами 1 и 2, и Актами 2 и 3, а так же финал с кульминацией и разрешением. Так же в сигеровской арке допускаются подсюжеты, в которых могут проявляется взаимосвязь между историями А и Б, и многое другое. (* Сигер допускает до пяти подсюжетов, которые связаны с главной историей тематически - либо работают на неё, либо помогают более полно выразить идею фильма).

Джон Труби «22 строительных блока истории»

Акт 1
  • Самореализация, потребность, желание;
  • Призраки прошлого и контекст;
  • Проблема/Потребность;
  • Провоцирующий инцидент;
  • Главное желание (главная цель героя в истории, определяющая его внешнее путешествие);
  • Союзник;
  • Оппонент (антагонист)/Загадка;
  • Первый поворотный пункт (разоблачение) и решение: меняют желание и мотив.


Акт 2
  • План
  • План оппонента (антагониста) - первая контратака;
  • Драйв
  • Атака со стороны союзника;
  • Мнимая победа;
  • Второй поворотный пункт (разоблачение) и решение: во все тяжкие, меняются желание и мотив.
  • Озарение аудитории по поводу Оппонента (антагониста) и близких друзей героя
  • Третий поворотный пункт (разоблачение) и решение.

Акт 3
  • Врата, прогон через строй, встреча со Смертью
  • Битва
  • Открытие себя (саморазоблачение)/Преображение согласно основной теме истории
  • Моральный выбор
  • Новый баланс

 Комбинация мифологической структуры Джозефа Кэмпбэлла и собственной разработки Труби, «22 строительных блока», свободно согласуется с трехактной структурой. Труби сторонник идеи, что Сюжет - это то, что делает Герой, а Герой определяется его действиями. Таким образом, его сюжетная линия это комбинация поступков Героя, мотивированных его внутренней Потребностью и Желания - достижение которого есть главная цель. Действия различных Оппонентов (антагонистов) и Союзников противостоят усилиям Героя. Сюжет включает в себя провоцирующий инцидент, завершение всех линий с установлением нового баланса и несколько открытий (разоблачений), поворотных моментов по ходу действия.

кристофер воглер, драматика, крис хантли, сценарное мастерство, семь драматургических парадигм, путь героя, драматургия, майкл хог, структура акта, роберт макки, сид филд, линда сигер

Previous post Next post
Up