СТРУКТУРА СЮЖЕТА
Структура сюжета это временный позвоночник, хорда. Историям нужна структура, чтобы сформироваться, как единое целое. парадигмы создания историй объясняют, как создавать сюжетную основу для историй и как распознавать, фиксировать, сюжетные проблемы. Простая сюжетная структура держит простой сюжет. Сложная сюжетная структура держит сложный сюжет. Идеальная сюжетная структура в состоянии держать как простой, так и сложный сюжет.
Сравнение сюжетных структур в различных парадигмах оказалось одновременно и проще, и сложнее, чем я ожидал. В них очень много похожего, но кое-что существенно рознится. Я решил не мучиться сравнивая абсолютно все, а сосредоточиться на том, что так или иначе включено в любую историю - структура акта.
Вот как я собираюсь поступить:
- поговорить об авторе и аудитории;
- дать обзор моих изысканий насчет сюжета;
- показать и пояснить каждую систему вкратце;
- покопаться внутри и посравнивать;
- оценить преимущества и недостатки Драматики.
Слово об авторе и аудитории
Человеческое сознание - природный разрешитель проблем и ищейка паттернов (образцов, моделей). Когда что-то упущено, мы натурально заболеваем, чувствуя этот пробел. Понимаете о чем я? Вы погружены в лист с буквами, не так ли? Но вы не погружаетесь в пробелы между словами. Когда мы не можем адекватно ощутить пропущенный кусок, мы вытесняем неполный паттерн за пределы нашего сознания. Буквально - один знак, одно значение. Спрятанные от нас вещи, делают нас слепыми в отношении них. Эти слепые пятна, каким-то способом могут проявляться в нашей работе и создавать трудности для нашего письма. В этих случаях парадигмы создания историй могут помочь. Они напоминают нам, как работает история - как собрать её вместе.
Каждый писатель существует одновременно в нескольких ипостасях. Две важные - автор и аудитория. Это очень разные роли, но автор играет их одновременно, когда разрабатывает историю. Автор - творец истории. У него есть «божественное» знание и сила сформировать её. Аудитория - интерпретатор истории. Она переживает историю так, как та преподнесена, раскрашивая её в силу своих наклонностей и возможностей интерпретирования.
Инструменты, навыки и мотивации у автора и аудитории разные. Как «бог» во вселенной истории, автор создает и ранжирует разные элементы включая характеры, тему, жанр и сюжет. То, как история собирается зависит от авторского замысла. Аудитория - пассивно воспринимает и очень редко прикладывает усилия, чтобы раскодировать составные части истории ради открытия авторского замысла. Аудитория ищет смыслы в паттернах, которые уже созданы внутри истории.
Иногда тонкая и завершенная с точки зрения автора история, ставит аудиторию в тупик, кажется ей незаконченной со зрительской точки зрения. Когда аудитория ощущает наличие пробелов в истории, она пытается заполнить их чем-то из собственного опыта. когда пробелы (дыры) слишком велики, настолько что история распадается на части и не ощущается, как единое целое - связь между автором и аудиторией рвётся. Вот почем писателю, как автору, нужна помощь, чтобы обнаружить проблемы истории.
Все это приводит так к обстоятельному изучению парадигм построения сюжета.
Обзор
Семь парадигм построения сюжета это: «Парадигма» Сида Филда, «Центральный сюжет» и «Квест» Макки, «Двадцать два строительных блока» Труби, «Путь героя» Кристофера Воглера, «Шесть ступеней строительства сюжета» Майкла Хога, «Арка истории» Линды Сигер и «Структура акта» Драматики.
Я бы хотел отметить, что примеры парадигм сюжета здесь упрощены по сравнению с оригиналами. Иллюстрации, которые я использовал, чтобы показать сходства, взяты без изменений. Я старался дать как можно более полное, всеобъемлющее представление о них, без искажения мысли авторов, но делая её максимально понятной.
Нарисовав иллюстрации в каждой из сюжетных парадигм, я был удивлен, увидев до какой степени они структурно похожи. В то же время каждая из них уникальна и было достаточно просто обнаружить сходства и различия с постулатами Драматики на этот счет.
Большая часть парадигм основана на четырехактной структуре - плюс-минус четыре одинаковых сегмента. Некоторые системы выделяют акты особо, но большая часть проявляет смысловые паттерны, даже если сегменты дополнительно разделены или обозначены (типа, Акт 1, Акт 2 - часть 1, Акт 2 - часть 2, Акт 3 и т.д.). Исключения из четырехактной структуры составляют Макки, Труби и Сигер, которые используют традиционную трехактную структуру, хотя Труби модифицировал её не по-детски.
Глядя на различные парадигмы сюжета, очевидно, что большая часть использует только две магистрали: внутреннее путешествие героя и внешнее.
В общем, хватит воду лить, давайте же посмотрим на эти парадигмы:
«Парадигма» Сида Филда:
«Парадигма» Филда это четырехактная структура замаскированная под трехактную. Она начинается с экспозиции и провоцирующего инцидента, имеет обязательные поворотные точки, «прессы» (пинки) посреди актов и финал с кульминацией и разрешением всего. Так же, это не представлено в иллюстрации, но Парадигма описывает внешнее путешествие героя, как его попытки достигнуть цели истории и внутреннее путешествие Главного героя.
Макки использует два разных графика, чтобы проиллюстрировать сюжет. Первый - это простой линейный таймер, который называется центральным сюжетом.
Центральный сюжет Макки это модифицированная трехактная структура. Сюжет начинается с провоцирующего инцидента, переходит в прогрессию усложнений и заканчивается кризисом, кульминацией и разрешением. Не показано, что Макки использует «биты» истории, чтобы строить сцены; сцены, чтобы строить эпизоды; а из эпизодов складывать акты. Его третий акт немного короче, чем последний акт в примерах четырехактной структуры. Дополнительное время забирает второй акт, который немного длиннее, чем совокупность средних актов в четырехактной структуре.
Второй график Макки называет «Квестом».
Квест описывает течение конфликта в истории. «+» и «-« представляют позитивные и негативные истоки конфликта в предыстории до провоцирующего инцидента. «Позвоночник» представляет главную линию истории. Осознанные и неосознанные желания описывают взаимопроникновение внешнего и внутреннего путешествий. Внутренний, межличностный и социальный характеризуют тип давления, который будет оказываться на протагониста/главного героя по мере развития истории. Осознанные и неосознанные объекты желания представлены целями путешествий героя.
Сигеровкая «Арка истории» (или история А) - это крепкая, ясная трехактная система. В ней есть экспозиция, которая начинается с образа запускающего катализатор истории (провоцирующий инцидент), и ставит центральный вопрос (цель). В ней предусмотрены две поворотные точки, там где проходит разделение между Актами 1 и 2, и Актами 2 и 3, а так же финал с кульминацией и разрешением. Так же в сигеровской арке допускаются подсюжеты, в которых могут проявляется взаимосвязь между историями А и Б, и многое другое. (* Сигер допускает до пяти подсюжетов, которые связаны с главной историей тематически - либо работают на неё, либо помогают более полно выразить идею фильма).
Джон Труби «22 строительных блока истории»
Акт 1
- Самореализация, потребность, желание;
- Призраки прошлого и контекст;
- Проблема/Потребность;
- Провоцирующий инцидент;
- Главное желание (главная цель героя в истории, определяющая его внешнее путешествие);
- Союзник;
- Оппонент (антагонист)/Загадка;
- Первый поворотный пункт (разоблачение) и решение: меняют желание и мотив.
Акт 2
- План
- План оппонента (антагониста) - первая контратака;
- Драйв
- Атака со стороны союзника;
- Мнимая победа;
- Второй поворотный пункт (разоблачение) и решение: во все тяжкие, меняются желание и мотив.
- Озарение аудитории по поводу Оппонента (антагониста) и близких друзей героя
- Третий поворотный пункт (разоблачение) и решение.
Акт 3
- Врата, прогон через строй, встреча со Смертью
- Битва
- Открытие себя (саморазоблачение)/Преображение согласно основной теме истории
- Моральный выбор
- Новый баланс
Комбинация мифологической структуры Джозефа Кэмпбэлла и собственной разработки Труби, «22 строительных блока», свободно согласуется с трехактной структурой. Труби сторонник идеи, что Сюжет - это то, что делает Герой, а Герой определяется его действиями. Таким образом, его сюжетная линия это комбинация поступков Героя, мотивированных его внутренней Потребностью и Желания - достижение которого есть главная цель. Действия различных Оппонентов (антагонистов) и Союзников противостоят усилиям Героя. Сюжет включает в себя провоцирующий инцидент, завершение всех линий с установлением нового баланса и несколько открытий (разоблачений), поворотных моментов по ходу действия.