Любовь не перестает

May 22, 2012 01:29

Дождалась! Спектакль "Я боюсь любви". Театр.doc. Автор: Елена Исаева. Режиссёр: Григорий Катаев. В главных ролях: Ольга Гулевич, Сергей Шенталинский, Полина Райкина, Диана Рахимова, Мария Говорова, Денис Манохин, Дмитрий Ермилов.



ФАНТАСТИЧЕСКИ!!!ПРЕКРАСНО!!!ВОЛШЕБНО!!!ТОНКО!!ВСЁПРАВДА!!!ВСЕТАКИЕМОЛОДЦЫВООБЩЕ!!!КРАСАВЦЫ!!ЛЮБЛЮ!!! Сейчас я прокричусь от восхищения и начну.

Был такой мутный философ Мартин Хайдеггер, в общем, если упростить и уложить в одно предложение, он утверждал, что сама по себе картинка бытия вечна и статична, как фотообои на мониторе. Но пиксели, из которых она состоит - все время обновляются. Люди рождаются и мгновенно начинают быть в перманентном экзистенциальном кризисе: младенца изнанного из; ребенка трех лет, который внезапно из кумира, идола и центра своей семьи становится всего лишь одним из группы в детском саду; подростком, внезапно открывшим, что его никто не понимает = всем по барабану его потребности; молодым взрослым в поисках идеальной любви, которые обречены на провал; человеком, который заводит семью, чтобы быть как все и становится как все. Непрерывный цикл самосжигания и самовозрождения, метаний между желаниями и страхом, приведения себя в адекват по отношению к миру - этот имманентный пиздец, хаос мыслей и смятение, собственно, и составляет духовную жизнь человека, которая - бытие. А не всякие там социальные институты и статусы, движимое и недвижимое имущество и прочие иллюзорные и неодушевленные предметы. Все проживают одно и то же, но каждый думает, что только он один такой один (у меня была книга с таким названием) и никто-никто-никто его не понимает. Один мой знакомый обрел мгновенное просветление у себя на кухне, когда, глядя на жену, вдруг понял, что на её месте могла бы быть любая другая женщина - а все остальное - от икеевских полотенец до примирений после ссор - было бы точно так же.
На мой взгляд пьеса Елены Исаевой именно об этом. И экзистенциальное потрясение гарантирует в точности такое. Что каждый человек проживает один и тот же цикл кризисов, встреч, расставаний - одинаковый набор для всех, без деления на классы и сословия, на умных и глупых, на красивых и нет, на молодых и старых. Все едино. Все в одном и одно во всем. Спектакль начинается с танца, когда семь актёров переходя по кругу формируют новые и новые пары в разных социальных позах, а кто-то остается один. И снова, и снова, и снова. Затем героиня ныряет в бесконечный, бурный поток сознаний, которые все об одном, на разные лады: я так хочу любви, я так хочу, так хочу и так боюсь, потому что мне уже было больно, эта боль меня чуть не убила, на ещё одну у меня нет сил, но я же все равно в конце концов умру, поэтому так хочу любви, настоящей, не такой, как все прежние, но что если опять?... Дискус. Пьесу можно растаскивать на цитаты. Она вся - один большой афоризм о том, что - да, будет опять и опять, снова и снова одно и то же, детали рознятся, суть остается прежней, а если это так - то чего бояться? Люби, пока любится, ничему не удивляйся. Благодари человека, который прошел с тобой отрезок жизни до развилки, и встречай другого. Дари сам настоящую любовь, а не дешевый заменитель. Ничего не бойся, потому что страх не спасет тебя от неизбежного, но отравит момент и в 70 лет не будет в памяти россыпи драгоценных моментов счастья, чтобы любовно перебрать их и как будто заново прожить. И никогда не поздно учиться любить.
Финальный монолог главного героя о рояле, как ему приснилось, что друзья подарили ему желанный, шикарный рояль, а он понял, что разучился играть, что ничего кроме чижика-пыжика на нём сбацать не сможет, хоть убей. Оглянулся - и понял, что один. Так и в жизни, если слишком долго боишься любви - то однажды, встретив своего человека, который твой всей душой и готов любить - никакого танца уже не выйдет, потому что в ответ на все его "па" у тебя самого в арсенале привычных, освоенных движений - два притопа три прихлопа и всё. Потому что страх перед болью это так удобно - привык делать минимум усилий, идти по пути наименьшего сопротивления, избегать ответственности и боли. 
Снимаю шляпу. Всем рекомендую. Если вы не ещё не видели этот спектакль - я вам завидую.

Ольга Гулевич, Елена Исаева, спектакль "Я боюсь любви", театр doc, театр док, я боюсь любви

Previous post Next post
Up