Mar 06, 2015 11:40
Прочитала я тут на досуге широко известного Фрая. И уже собиралась было об этом промолчать, а то и фыркнуть, мол, не понимаю этих всех ажиотажей, но вовремя остановилась и призадумалась. И поняла, что не права. Даже не потому что прочитала пятнадцать книг чуть больше, чем за неделю. Будем откровенны, тринадцать из них - довольно типичная попаданческая литература: что-то лучше, что-то хуже; заколдованные города удались, а вот с едой явный перебор, да и главный герой - Марти Сью чуть более, чем полностью, который две трети накопленного могущества даже не использует - и слава Эру, иначе читать стало бы невозможно.
Но есть еще «Болтливый мертвец» и «Лабиринт Менина». Самый финал первой серии, «рыдать от жалости к Сэру Максу здесь».
Зацепило - да. Понравилось - нет. Совсем нет.
Есть ряд литературных приемов, которые меня доводят до белого каления быстро и о-очень качественно.
Это, например, слезовыжимательство в духе «проедем грузовиком по тонне котят». Или сюжетные повороты с внезапным и немотивированным предательством тщательно выставляемых в лучшем свете на протяжении шести книг персонажей (ладно, ладно, скрипя зубами, соглашусь - Джуффина Халли мы видим глазами Макса, а значит, могли каких-то деталей не замечать; и даже, отплевывая крошки зубной эмали, готова признать «Книгу огненных страниц» предзнаменованием и предупреждением, а не бессмысленным литературным изнасилованием всех сложившихся у читателей образов. Но,говоря откровенно, что это меняет?). Или - самое, пожалуй, нелюбимое с детства - «герой, ты выполнил свой подвиг и больше не нужен Нарнии, сказка закончится через десять секунд и ты больше никогда не вернешься. КОНЕЦ, хахаха».
Макс Фрай умудрился использовать их все.
Такое чувство, будто автор, уставший от собственного произведения, решил не просто убить - банально, Конан Дойль так уже делал - но отомстить персонажу за всё. «Н-на тебе, на! Предательство наставника! И бездействие лучших друзей! И в Ехо ты больше никогда не попадешь! Никуда не попадешь! И сам ты сидишь и принимаешь это с тупым бараньим смирением! Потому что вообще придуманный!»
Зачем, почему? Какого черта? При всей моей любви к плохим концовкам (продуманным, логичным, честным плохим концовкам, не притворяющимся вселенским благом), эта кажется откровенно притянутой за уши, а расползающийся по швам сюжет удерживает только всемогущая воля автора. Хотя как финал откровенно юмористической серии это, должна признать, производит ошеломляющий эффект - в основном, за счет неожиданности. Как взорванная над ухом хлопушка. Вот только шутки такие, насколько я знаю, мало кому нравятся.
P.S. А Лонли-Локли крут. Очень.
жизня как она ест,
нытьё,
кто кроме Ру,
Книшшшное