Яблочный компот

Feb 25, 2016 10:30

У нас были огромные двухлитровые банки с яблочным компотом. Внутри плавали аппетитные наливные яблочки. После обеда дедушка ставил на стол такую банку, бабушка открывала, разливала по чашкам, и мы все пили. Я просила еще положить мне кусок яблока, мне нравилась эта рассыпчатая мякоть. Компот на вкус был полусладкий. Мы пили его в основном осенью и зимой.
Огромная была радость доставать этот компот! Ведь для этого надо было до обеда отправиться в сарай, что находился не так далеко от нашего дома, но если надо было тащить много банок и мешков, то дорога казалась вечной. Летом дорога в сарай не представляла никакого интереса (разве что было это удовольствие выискивать в траве какое-то растение, нажав на листики которого, можно было собирать потом в руки стружечки - листики очень забавно лопались). Находить такие штуки меня научила моя двоюрдная сестра. Вокруг нашего дома были посажены вишни, а внизу росла какая-то трава вместе с этим растением. Естественно, когда ты возвращаешься домой, то все нужные растения уже найдены, уже нечего искать, и к тому же приходится тащить какие-то тяжести. Тяжести я не любила тогда носить абсолютно. Сейчас спокойно возьму любую сумку, любую подниму, а тогда все внутри меня клокотало, так не хотелось еле-еле тащиться по дороге, когда можно было бегать и прыгать. Зимой поход в сарай превращался всегда в нечто загадочное и очень интересное. Ведь в моем детстве зима еще была зимой, она приходила тогда, когда велел ей календарь, и уходила примерно так же. Не было никаких вопросов и сомнений, что в декабре точно случится снег. Будет ли холодно так же никто не сомневался, все думали только насколько же. Так вот, даже сборы в этот сарай были почти волшебными. Мама одевала нас с братом потеплее, а это значило, что мы могли копаться с тысячью одежек очень долго (особенно брат). Бабушка перед выходом всегда проверяла шарфы и шапки. Но и, конечно же, самая главная причина по которой лично я всегда любила подобные прогулки, заключалась в том, что всего набранного в сарае в руках не унесешь, потому мы брали сумку на колесиках, то есть тележку. Сейчас такие снова входят в моду, их тысячи цветов и оттенков, но ходят с ними в основном бабушки, среди средне молодых это так и не прижилось, а меж тем, мне нравится эта идея. Я вообще за любые колесики, особенно за те, которые помогут перевезти тяжести. Ну, и вот! И вот спускаемся  мы из подъезда, при полном параде, радостно звеня этой телегой по лестнице, а на улице белая зима, на козырьке огромные сосульки, сугробы по половину меня. Мы с братом спешим и еще никто не борется за право вождения телеги, ибо впереди нас ждут "кухонные ножики" - это такие супер громадные сосульки, которые образовались на трубах, которые пролегают через улицу от какого-то завода. Там всегда было много пара, а следовательно, много сосулек. Нам нравилось устраивать бои этими ножиками, чей быстрее треснет, тот и проиграл. Это практически то же самое, что и пасхальная яичная битва, но тут у всех очень и очень мало шансов.
А дальше - больше! Как только мы приходим, выясняется, что надо раскопать свой сарай от снега. Плюс ко всему, сама дверь не всегда открывается с первого раза, потому что дедушка придумал хитроумный механизм - там было мало открыть замок, там надо было перекинуть внутреннюю задвижку. Это делалось специально, поскольку в то время было очень много историй про воров, а так, ни один вор не догадается, почему же дверь не поддается, когда замок точно сломан. Это очень умно.
Внутри было все, как в сказке - то есть пыльно, мутно и пахло сырой землей. В любой скзаочной истории самое главное - это антураж, впечатление какой-то  загадки и тайны. Наш сарайчик был полон странных и таинственных вещей - старый велосипед, какие-то лыжи, какие-то железные палки, огромные мутные стекла, ну, и, конечно, самое главное - подвал, в котором у нас хранилось наше сокровище - картошка в ящиках, заготовки на зиму в виде компотов, варенья, соленых огурцов и лечо.
Это было просто невероятно. Страшно было  спускаться, потому что туда вела железная лестница, ну а высота была примерно метра два-три. Я была маленькая тогда, и расстояние казалось мне примерно таким. Внизу тускло светила лампочка, пахло сыростью и иногда гнилыми овощами.
Когда все ящики были изучены и банки собраны, мы выбирались наверх, чтобы расчистить площадку от снега перед входом. У нас были огромные лопаты для этого, и вся эта физическая деятельность вела к тому, что когда мы приходили к обеду, который уже почти был готов бабушкой, я съедала две тарелки супа вместо одной, потом второе, а потом запивала все это дело яблочным потрясающим компотом.
В этом было что-то такое... мы приезжали обычно в пятницу вечером, утром в субботу после завтрака отправлялись в сарай, потом возвращались домой, где нас ждали невероятные запахи борща или щей, котлет и солений, потом остаток дня с книгами и историями. Затем ужин, почти такой же, как обед, только без щей. Чай. Телевизор. И спать!

(Дмитров. Детство)

воспоминания

Previous post Next post
Up