for
literatka Майя чувствовала, что сегодня день, когда она скажет «на следующей, пожалуйста», а не «пожалуйста, на следующей». Собственно говоря, водителю маршрутки было все равно, как она попросит остановить машину. Но для Майи это было принципиально важно. Потому что недавно она стала различать дни «с пожалуйста впереди» и «пожалуйста после».
Майя заметила, что в первом случае ее день проходит как обычно, то есть - много работы, много чая и кофе, много общения в сети, выбившиеся локоны из-под обруча или заколки для волос, вечернее кино и трёп с братом о том, как прошел их общий день, прожитый ими на двоих и по отдельности. Во втором случае, происходило кое-что необычное. Ее день уходил корнями в прошлое, цепляясь за случайно выбранный эпизод из ее детства или студенчества, и тогда Майя не замечала, как бежит время, проживая снова и снова одну и ту же историю. Вторых дней было гораздо меньше, и они пугали Майю, потому что она не могла понять, с какой целью ее прошлое активно вторгается в ее настоящее, и значит ли это, что она сошла с ума и уже пора обратиться к психиатру. Однако интересно было до жути! Майя искала ответы самостоятельно, представляя, как бы сложилась ее жизнь и жизни окружающих ее людей, сделай она другой выбор в одной из ситуаций. Может быть, альтернативное решение помогло бы соседскому мальчику встать с инвалидной коляски, а бабушке сверху уехать к своим внукам в Норвегию, а ей самой изобрести лекарство от рака или, на худой конец, сочинить «Rape me», раз уж этому суждено было стать хитом. Нет, пожалуй, с «Rape me» ей пришлось бы родиться Куртом Кобейном, а Майю вполне устраивало то, что она - это она. Пусть и с прибабахом, зато с очаровательным.
- На следующей, пожалуйста! - попросила Майя водителя и приготовилась к выходу на своей остановке. Или, может быть, на остановке десятилетней давности, где она - школьница в клетчатой юбке, опаздывающая на первый урок, потому что накануне допоздна читала «Джейн Эйр»? Вот и Майя не знала, на какой остановке она сегодня выйдет, потому что «пожалуйста» было после.
***
Майя вышла из маршрутки и оглянулась по сторонам, смешно втягивая воздух носиком. Что-то вокруг показалось не таким, как всегда. Например, вот этот дом. Вчера на его месте начинался парк со скамейками для вздыхающих парочек и фонтаном. Или вот этот дом. Вчера он был трехэтажным и старым, а не высоткой из стекла и бетона. Или вот этот костел на другой стороне улицы. Вчера в их городе не было ни одного полуразваленного костела.
Майя прошла 100 метров вперед и увидела, что на месте ее работы стоит цирк.
«Офонареть!» подумала Майя, и присела на тумбу с песком, которая кстати оказалась рядом.
- Теперь я попадаю по таким дням в будущее, - сказала вслух Майя. - Что прикажете со всем этим делать? И вот еще вопрос: а где люди?
Майя зажмурилась в надежде, что когда откроет глаза, все исчезнет и вернется ее родной город с тихим улочками и старыми домами.
- Эй, девушка! Алло! Кто-нибудь есть внутри?
Майя открыла глаза.
- Ну, слава богу! Я подумал, ты уже не очнешься! Ты уснула в маршрутке.
Майя подумала «Офонареть!». На нее смотрел ее старый приятель, друг детства и большая первая любовь по совместительству, Олег, уехавший 20 лет назад с родителями в Канаду.
- Майя, скажи что-нибудь! - Олег легко потряс ее за плечо.
- Кажется, слово «офонареть» становится моим любимым словом-паразитом, - сказала Майя. - И, кажется, теперь я понимаю, к чему меня готовило мое прошлое и почему только что... Знаешь, пожалуй, сегодня можно не ходить на работу. Кофе?
- Офонареть, - сказал Олег. - И не одну чашку! Мне многое тебе нужно рассказать! Но главное, я вернулся сюда навсегда.
- Офо…, в общем, пойдем отсюда, пока я не уверила себя в том, что и это тоже сон, - улыбаясь, сказала Майя.