Оригинал взят у
bbocharnikov в
Возвращение Казашки, или : раскрытие павильона № 11 на ВВЦ.ВВЦ - это место, в котором эпохи и культуры прошлого нашли отражение в настоящем. Павильоны выставки, словно книги, таят и открывают тайны заложенных смыслов, даря бездну пищи каждому, кто очутится на необыкновенной Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке.
Среди целого ряда павильонов, ставших в разные годы среди площадей,аллей и парков ВСХВ-ВДНХ СССР, проживших разную, большую и малую, грустную и яркую судьбу, павильон № 11 занял одно из значительных мест в сложной истории Всероссийского Выставочного Центра.
Ни раз он менял свой фасад, силуэт и значение, но в нашу эпоху, когда ВВЦ стоит на пороге перемен, одним из первых листков будущего выставки станет возрождённый павильон Казахстана, чьи первые реставрационные раскрытия уже более трёх недель открыты взорам гостей и экскурсантов Главной Выставки.
История этого павильона началась в 1936 года, когда никто и не думал, что временная праздничная ВСХВ откроется ни к ХХ-летию Октября, а к 60-летию Сталина и навсегда. Но не будем начинать с данном момента истории, ибо, как всегда, есть у всего своя предыстроя.
Известно, что архитектура - это не просто важнейшее из изобразительных искусств, а каменная летопись истории человечества, безмолвно и правдиво отражающая тысячилетия, погибая и возрождаясь, словно Феникс, восставший из пепла.
1. Прототип: от мавзолея до выставочного павильона
Как известно, Казахстан - это частица некогда одной из крупнейших империй прошлого - Туркестана, в который входили территории следующих современных государств: Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и Казахстана, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, тюркоязычные регионы юга Сибири, а также север Афганистана и Ирана.
Впоследствии Туркестан поделился на Западный, Восточный,Северный и Южный, а затем Западный Туркестан с 1887 года вошёл в состав Российской империи.
Манящий своими древними памятниками Самарканда и Бухары, как и многими другими памятниками древности, Туркестан очень любили посещать художники, очарованные куполами и минаретами мечей и мавзолеев эпох Саманидов и Тимуридов.
Романтика и эпоха историзма в архитектуре удачно совпала с научным исследованием архитектуры, примером чего стали точные зарисовки памятников прошлого и творческого переосмысления их в выставочных павильонов той эпохи.
Если мы посмотрим на павильоны Казахской ССР на ВСХВ и на Среднеазиатский павильон на Вероссийской Нижегородской ярмарке, и сравним их с древним мавзолеем Саманидов IX - X вв в Бухаре, то увидим заметное сходство.
Характерный восточный колорит, купольность и безграничная фантазия с основами композиции плавно из древности перешли в "отражение" Туркестана в выставочной архитектуре. Конечно, работа А.Н.Померанцева на Нижегородской ярмарке 1896 года весьма эклектична, но заданный дух и характер был схвачен, что было продолжено другими мастерами архитектуры.
На ВСХВ 1923 года - выставки, которая собой ознаменовала будущее обновлённой России как Советского Союза, был тоже представлен Туркестанский край, в качестве замечательного одноимённого павильона ,созданного творцом русского модерна - Ф.О.Шехетелем.
Временный, но запоминающийся павильон Туркестана занял место вблизи пруда и Москвы-реки, живописно встал, покорив своей красотою посетителей выставки, став лебединой песней великого зодчего и первым лучом солнца к павильону на ВСХВ 1954 года.
2. Шестигранник в квадрате
В 1936 году было принято Постановление о создании в Москве, сроком на 100 дней Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки в Останкино, посвящённой ХХ-летию Советской Власти. Сооружаемые павильоны строились в быстровозводимых конструкциях, с лёгким и изящным колоритом, характерным для представленных в них республик, краёв и областей.
Проектируемый павильон, как и большая часть построек, выстроен вчерне к 1937 году по проекту неизвестного архитектора и посвящён Казахской ССР, Киргизской ССР и Кара-Каллакской АССР. В плане шестигранный с галереей павильон должен был быть увенчан небольшой декоративной башней, но впоследствии она была срублена в ходе перестройки ВСХВ в конце 1938-х начале 1939 гг.
Архитектор И.Безруков, перестраивавший павильон, учитывая тот факт, что павильон будет в тени Главного павильона, сохранив общую канву здания, придал ему более приземистые, но спокойные черты, напоминающие как жилища кочевников, так и традиционные примеры архитектуры Казахстана.
Внешне гранённый объём павильона был завершён небольшим возвышением, Центральный портал павильона напоминал постройки древних памятников, к примеру, таких как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
Глубокая арка главного портала вводила в большой зал, в котором, как и в других павильонах на роскошных стендах, среди символики и лика вождя и превосходных даров колхозников, были представлены фото и другие свидетельства о достижениях в культуре и сельском хозяйстве Казахской ССР.
После успешно проведённой ВСХВ 1939 года, в 1940-м году Выставка заметно похорошела. Были построены, или обновлены, многие павильоны, среди таковых оказался павильон Казахской ССР. Вот как писали об этом в прессе:
Стройный ансамбль Площади колхозов обогащается в этом году новым Казахским павильоном - одним из красивейших зданий на выставке.
Архитектура павильона отлично решена молодыми архитекторами И.М.Петровым и И.Н.Халиным. Портал павильона образует как бы два резных казахских ковра. Ажурный национальный рисунок этих ковров придаст павильону особый эффект ночью.Центральная часть фасада представляет собой высокую двадцатипятиметровую колонну, у подножья которой устанавливается монументальная статуя Джамбула - народного поэта Казахстана. На розовом мраморе колонны высечена песня поэта о Сталинской Конституции, о счастливой жизни возрожденного революцией казахского народа. Венчают колонну огромный декоративный сноп пшеницы и майоликовый герб республики. Из цветной майолики составлен также наружный фриз здания. Боковые крылья павильона выдержаны в стильных барельефах, отображающих успехи Казахстана в механизации социалистического, земледелия и в развитии животноводства.
Можно сказать, что новый фасад павильона Казахской ССР ознаменовал новую страницу в истории выставки, положив основу для дальнейшего изменения всего ансамбля в целом. Шестигранник скрылся под монументальным фасадом, ставшим основой для будущего послевоенного здания. "Казахстана".
3. Силуэт: Поэма Востока.
После войны ВСХВ была тиха и печальна. Поблекшие павильоны потеряли свой блеск, а аллеи и площади покрыли морщины прошедших лет войны. В павильонах заметно проступили трещины, а меркуровская фигура вождя, как из тумана, гордо взирала на опустевшие площади итога предвоенной поры.
В ознаменование 800-летия Москвы было решено привести в порядок и ВСХВ. Праздничные стройки и пышные клумбы победно встретили юбилей столицы Советского государства. Но, в праздничные дни на выставке были тихо.
Комиссия признала, что выставка не позволяет более проводить и отражать всё, чему была посвящена. В аварийном состоянии находилось более половины павильонов. Поэтому, многие сооружения в ходе дальнейшей реконструкции были снесены, реконструированы, отреставрированы или капитально отремонтированы.
Под общим руководством выдающегося советского архитектора Алексея Фёдоровича Жукова был разработан новый генеральный план ВСХВ, чья разработка велась ещё до войны, и к 1 августа 1954 года ВСХВ торжественно распахнула свои врата для посетителей. Чаша перемен не миновала и прежнего Казахского павильона.
В октябре 1949 года Главным Выставочным Комитетом был утвержден технический проект строительства основной части павильона Казахской ССР на ВСХВ. Проектом предусматривалось возведение, взамен существовавшего с 1936 г. деревянного шестигранника, квадратного купольного зала и обходной галереи. Одновременно предусматривалось обогащение и реставрация глазного фасада павильона - деревянной части павильона построенной в 1940 году.
Но, в связи с тем, что фасадная часть 1940 года технически не могла быть сохранённой из крайней аварийности конструкции, было решено её заменить с сохранением композиции и основных характерных черт прежнего фасада, включая воссоздание в прежнем виде барельефов боковых пилонов.
Павильон был выстроен в кирпиче на каменном фундаменте с бетонными перекрытиями. Автором проекта стал автор прежнего фасада - И.М.Петров, в соавторстве с И.В.Куприяновым и Т.К.Басеновым.
Яркий силуэт павильона занял место прежнего, став одной из доминант выставки, перекликаясь с куполами павильонов Юнатов и Механизации. Приведу слова из авторского описания павильона архитектора Петрова:
« Новое архитектурно-планировочное решение Площади колхозов - ее значительное удлинение и организация аван-площади, ставит перед авторами, вновь возводимых павильонов, в том числе и казахским, ряд новых задач… Наличие аван-плошади, а также необходимость создания больших габаритов павильонов и значительная удаленность большинства от входной части площади, привели к появлению богатых силуэтов вновь строящихся павильонов. Так, например, Павильоны Узбекистана, Ленинграда, Москвы, Украины, Белоруссии получили объемно-высотные композиции в центральных частях Павильона… Вместе с узбекским павильоном, павильон Казахстана, благодаря своим высотным композициям, создадут как бы раму для старой площади Колхозов…»
Главный фасад павильона был решён в виде трёхпролётной триумфальной арки, являющейся торжественным входом в центральный зал павильона. Триумфальная арка, как и весь центральный объём, венчался ажурной аркатурной, над которой вздымался стеклянный купол увенчанный сияющим на солнце шпилем. По бокам центральной арки главного входа были вновь сооружены пилоны, у подножия которых были установлены скульптуры Джамбула и героя социалистического труда. На пилонах планировалось высечь тексты из песен Джамбула и показатели достижений в сельском хозяйстве., но ограничились лишь надписями на русском и казахском языках с именем республики. Внешние углы кордонёра были подчёркнуты квадратными столбами, увенчанными скульптурами горняка и колхозницы. Выступающие боковые части главного фасада, как и боковые фасады павильона, декорированы цементными патинированными под камень барельефами на темы социалистическое земледелие Казахстана, воссоздающие довоенные.
Боковые и задние карнизы и аркатура были облицованы майоликовыми плитками. Фасад украсил герб Казахской ССР. На Боковых фасадах также были размещены стенные фонтаны.
Через роскошные порталы посетители попадали в роскошно отделанные залы павильона. Центральным и вводным залом, представляющего собой как бы квадратный двор, обнесенный по периметру, колоннадой - воспроизводящий открытые дворы замечательных построек среднеазиатской архитектуры. Колонны главного зала в нижних частях был отделаны красным и белым мрамором с национальным орнаментом. Пол зала, как и в боковых залах первого этажа, был устлан мраморными плитами с пышным орнаментальным рисунком, сохранённым ныне только частично. В центре зала была установлена скульптура счастливой казахской семьи, являющейся образом творческого труда Казахского народа. Купол зала был выполняется из полосового и других профилей железа, с накладками из бронзового литья с чеканкой. Остекление купола было осуществляется цветным плексиглазом с дополнением в центральной части полероидной плёнки и слюдяного орнамента с ярким орнаментальным рисунком.
Экспозиция павильона показывала и отражала достижения Республики в строительстве города и деревни, прошлого Казахстана, зерновые культуры, технические культуры, животноводство, мичуринскую агро-биологическую науку, промышленность, культуру Казахстана под руководством партии и правительства Советского Союза.
4. От купола до потолка.
Поражающий великолепием павильон Казахской ССР также, как и большая часть сооружений ВСХВ после открытия, подвергнулись большой критике со стороны руководства партии и правительства, особенно после известного доклада от ноября 1955 года "об архитектурных излишествах в строительстве", которым перечёркивалось всё, что было сооружено до того дня. Но, не смотря на это, павильоны ВСХВ приводили в восторг гостей и участников выставки.
В 1959 году, когда ВПВ и ВСХВ были объединены под общим названием ВДНХ СССР, то практически все павильоны подвергнулись первой "корректировке". Были устранены многие детали интерьеров, делавшие павильоны дворцами и храмами, что явно шло в разрез со второй атеистической компанией.
В 1962 году была произведена серия небольших реконструкций, при которых с фасадов исчезли некоторые элементы декора. К примеру, с Казахского павильона были удалены скульптуры Джамбула и Абая, а также шпиль купола.
В марте 1963 года Совет Министров СССР принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР». Экспозиция стала формироваться не по территориальному, а по производственно-отраслевому принципу. Павильоны национальных республик, подобно областным в 1959-м, в срочном порядке переделывали и переоформляли. Внешне это отразилось по началу не очень сильно, а содержание, как часто бывало, создавалось на основе части предыдущей экспозици.
В путеводителе по ВДНХ СССР 1962 года очень ярко описываются достижения Казахстана в области металлургии, поэтому Казахский павильон приобрёл настоящее направление. Но наскоро переоформленный павильон явно был слишком роскошным для столь "чёрной" отрасли. Поэтому в ходе реконструкции ВДНХ СССР в 1966-1967-х гг., посвящённой 50-летия Октябрьской Революции, целый ряд павильонов, включая бывший павильон Казахстана, был реконструирован. Авторами проекта реконструкции стали архитекторы: Кобецкий, Гордеева, Власова и иженер Анисько.
Мотивировалась реконструкция тем ,что павильон обветшал и ему требуется реконструкция и модернизация, а также "яко-бы" не хватало площадей под экспозицию. Но, как показала история, площадей не хватало руководству павильона, для чего и переделывали с надстройкой здание. Хочется отметить, что новые экспозционные площади разместились сзади в пристроенном двухэтажном объёме, для которого пышный декор павильона явно не служил помехой.
Объёмно-планировочные решения павильона "Металлургии" предусматривают единый архитектурный комплекс, состоящий из существующего основного и вновь пристраиваемого зданий.
Существующее здание обращено своим главном фасадом на центральную площадь выставки. Новое здание примыкает к заднему фасаду основного здания и выходит на вспомогательную магистраль.
Для создания архитектурного облика павильона без существенной его реконструкции, в проекте предусмотрено устройство со стороны главного и частично боковых фасадов, приставных декоративных стенок из шлакоситаловых плит разных цветов, позднее закрашенных чёрной краской.
Для усиления архитектурного облика здания и скрытия вертикальных швов крепления шлакоситаловых плит, фасад облицован вертикальными тягами из нержавеющей стали.
Шли годы и времена, и на ВДНХ СССР постепенно иногда стали возобновляться республиканские временные экспозиции. По распределению Казахская ССР несколько раз вновь возвращалась в свой павильон, где почти всё было не так, но историческая память неоднократно вставала из небытия.
До сего дня, хотя павильон ныне больше не именуется как "Металлургия", но убранство 1967 года в превосходном состоянии сохраняется в его залах. В центральном зале сохранилась выразительная отделка, не нуждающаяся в комментариях:
5. Раскрытие: на заре реставрации.
Вопреки расхожему мнению, что Казахский, наряду с Грузинским, Таджикским, Туркменским и Киргизским, павильон полностью утрачен, или почти ничего не сохранил из своего убранства, не является достоверным. 90% перекрытий и стен ,включая 50% пола первого этажа и 43% внешней отделки - павильон полностью сохранил, поэтому это не затруднило его в начале 1990-х. поставить наравне с 48-мью объектами на Государственную охрану. До нашего времени, пока в павильон можно было зайти, посетитель мог увидеть как и произведения 1960-х гг., так и остатки 1950-х гг.
Недавно, три недели назад, из-под шлалокисталовых панелей, вновь открылись взорам туристов и экскурсантов боковые барельефы павильона 1954-года. Ещё год назад я фотографировал только некоторые детали подлинных барельефов, а ныне - они уже почти полностью раскрыты.
В настоящее время павильон передаётся Казахстану и почти готов проект реставрации Объекта Культурного Наследия Федерального Значения павильона № 11, разработанный Мосстройреставрацией.
Есть надежда, что через несколько лет ВВЦ обретёт одну из потерянных жемчужин советской архитектуры.
Источники:
http://bukharapiter.ru/buhara/pamyatniki-buharyi.htmlhttp://bcxb.livejournal.com/6591.htmlhttp://synthart.livejournal.com/243603.htmlДело № 11/1,2 А. ОАО "ГАО ВВЦ".
матералы из газеты "Строитель выставки" и "За передовой опыт" 1952-1967-х гг.