Когда стоит ругаться с покупателем

Aug 27, 2015 13:28

Оригинал взят у art_of_sun в Когда стоит ругаться с покупателем
В последнее время меня довольно часто спрашивают - что делать, если я нашел свою картинку на каком-нибудь товаре, а по расшире ее не покупали? Писать на сток или обращаться к юристу? Или идти самому ругаться с покупателем? А может все законно и расшира для такого использования не нужна?

Решила написать этот пост, чтобы прояснить этот вопрос :)
Итак, вы вышли на улицу и внезапно наткнулись на свою картинку на каком-нибудь товаре. Мысль первая: "ВААА!!! Моя картинка!!!" Мысль вторая: "А вдруг ее украли? :( Что же делать??"

Первое, в чем стоит разобраться - это на чем, как и каким тиражом вашу картинку напечатали.


На чем

Для печати на рекламных листовках, обложках книг и журналов и любой упаковке тиражом до 500.000 экз расширенная лицензия не нужна. На разных стоках условия лицензии немного варируются (на некоторых, например, нет ограничения по тиражу), но общий смысл сводится к тому, что если ваш рисунок напечатан на бумажке и ее дали кому-то просто так или в нее что-то завернули - достаточно стандартной лицензии.




Совсем другое дело, если картинка напечатана на каком-то товаре, и определяет его стоимость. То есть, например, на футболке, сумке или сувенирном самоваре. В этом случае очевидно, что вещь покупается не только по функциональности, но и по этстетической составляющей, то есть внешнему виду. И ваша картинка тут играет далеко не последнюю роль.




В этом случае на работу нужна как минимум расширенная лицензия. "Как минимум" - потому, что мы еще не ответили на два существенных вопроса:

Как

Если ваша картинка напечатана на товаре "как есть", без каких-либо существенных изменений и использования других картинок, а так же функциональных элементов, расширенной лицензии для такого использования недостаточно. Лицензии большинства стоков запрещают использовать изображение по стандартной и расширенной лицензии, если это изображение представляет основную ценность товара. Что это значит? Это значит, что даже по расширенной лицензии вашу картинку нельзя печатать "как есть" - на футболках, одеялах, самоварах и прочих товарах, независимо от того, насколько они сами по себе полезны без вашей картинки.




То есть исходим из того, что тарелку с гжелью купят вероятнее, чем белую или прозрачную, детское автокресло с красочной обивкой будет пользоваться большим спросом, чем серое, а футболка, как часть гардероба, будет подбираться не только по размеру и качеству швов, но и по цвету и картинке на ней.
И в этом случае, независимо от тиража и лицензии, по которой эту картинку у вас покупали, можно сразу переходить к пункту "Что делать".

Если же вашу картинку существенно видоизменили, сколлажировали с другими картинками или надписями, то есть использовали только как часть общего дизайна товара или постарались сделать из нее оригинальный дизайн, то расширенной лицензии в этом случае достаточно.


Каким тиражом

На большинстве стоков ограничение по тиражу для стандартной лицензии (если оно вообще есть), находится в пределах 250-500 тыс. экземпляров. Надо понимать, что тираж даже в 250.000 - это очень много. Никто не печатает листовки и книги таким тиражом. Поэтому, если вы нашли свою картинку на рекламной продукции или упаковке и тираж ее явно составляет меньше полумиллиона экземпляров, то даже если ее не купили честно, то вы потеряли на этом стоимость стандартной лицензии, то есть меньше доллара. Не думаю, что есть смысл за него бодаться.

Если же же картинка напечатана на листовках или упаковке, которыми завален весь ваш город и два соседних, а по расшире у вас ее не покупали, то стоит попытаться понять, насколько большим тиражом этот товар выпущен. И заодно - насколько известная компания это сделала. Доказать тираж скорее всего будет сложно, но если все магазины в городе заставлены бутылками Мартини с вашим дизайном, то велика вероятность, что Мартини не захочет скандала и предпочтет выплатить вам компенсацию. Если же это компания "Рога и Копыта", то остается только надеяться, что она окажется достаточно порядочной и вам не придется доводить дело до судебных разбирательств.

Что делать?

Если в результате ответов на вышеприведенные вопросы вы все же пришли к выводу, что картинку вашу использовали незаконно, и вы полны решимости бороться за свои права, то есть следующие пути решения:

1) Найти координаты фирмы, использовавшей вашу картинку и написать им письмо с просьбой сообщить, где и по какой лицензии они ее приобрели. Ругаться сразу необязательно - очень часто бывает так, что картинку действительно купили на стоке или ее купил дизайнер, а про то, что у картинки есть лицензия, никто вообще был не в курсе. В этих случаях в ходе переписки вполне можно добиться и извинений, и денежной компенсации за ненадлежащее использование.

2) Если на ваше письмо не ответили или вы не хотите выяснять отношения сами, вы можете обратиться к юристу. За сумму примерно в 30-50$ он составит грамотное юридическое письмо с требованием подтвердить законность использования изображения. В противном случае предполагается обращение в суд. Координаты фирмы юрист находит самостоятельно и отправляет письмо по электронной почте и заказным письмом. Очень часто такое письмо имеет гораздо больший положительный эффект, чем жалобные письма автора картинки.

3) Если вам ответили, на каком стоке была куплена картинка, но дальнейшая переписка не пошла, на юриста нет денег или просто нет желания ругаться, можно нажаловаться на эту компанию на сток. Для этого к письму нужно будет приложить все собранные вами доказательства и подробности. Что делает сток в этом случае, никому неизвестно и денежных компенсаций (по крайней мере от шаттера) никто не получал, но с точки зрения договора со стоком такой вариант будет самым правильным.

Кстати, о договоре со стоком: в договоре Шаттера, Айса и других крупных стоков есть пункт, в котором мы подписываемся, что все разбирательства с покупателями мы передаем в ведение стока, и уже его юристы решают, что с этим покупателем делать. Некоторые стоки вообще не требуют с нерадивого покупателя никакой компенсации, а разрешают ему купить расширу задним числом. Поэтому, если вы работаете только с одним стоком (например, с шаттером), вы, по договору, не имеете права привлекать своего юриста и устраивать какие-то разборки.
Но если вы работаете с разными стоками, то существенный нюанс заключается в том, что для того, чтобы жаловаться на сток, надо сперва выяснить, на какой именно, то есть где вашу картинку купили или откуда украли. А значит все же можно сперва написать нарушителю и этот вопрос выяснить. А если он картинку вообще не покупал, а скачал у пиратов, то к стоку это вообще имеет очень косвенное отношение (и вряд ли он станет с этим разбираться) и вполне можно обратиться к юристу или самостоятельно договориться о компенсации.

Надеюсь, этот пост поможет вам разобраться, что к чему, и когда стоит бежать ругаться, а когда просто радоваться, что вы встретили материальное воплощение вашей работы :)

стоки

Previous post Next post
Up