Венецианские соперники

Jul 13, 2015 10:03

Оригинал взят у ptitza в Венецианские соперники


Роскошная бостонская выставка Тициана, Веронезе и Тиноторетто называется "Венецианские соперники" и рассказывает о вражде трёх художников, о Венеции и венецианской моде. На картину одного двое других тут же отвечали похожими картинами. Так они и развешены: картина -- ответ, картина -- ответ, как перестрелка, которая продолжалась почти 40 лет.

Веронезе мягкий и лиричный, Тинторетто жёсткий и напряженный,и оба похожи на свои авторпортреты.
Веронезе


Тинторетто


Рядом висят два"Портрета молодого человека" -- слева кисти Веронезе, справа -- Тинторетто.



В следующем зале подряд три"Христа с Эммаусе".
Тициан


Тинторетто


Веронезе


Также рядышком, обрамляя пролёт между залами -- знаменитые"Венеры с зеркалами" Тициана и Веронезе (на обе картинки можно нажать, чтобы расмотреть совсем близко).




И всё же старый мастер Тициан на голову выше обоих учеников.
Нам Тициан известен вживую по мрачным эрмитажным картинам "Св. Себастьян" и "Мария Магдалина", написанным когда художнику было за 80. Таким я его и запомнила: тёмным, живопишущим страдания и слёзы, и, водя детские экскурсии по "Эрмитажу" в 9-м классе, всё не могла понять, что же в нём такого. (Дети любят светлое и радостное).



На самом деле, Венеция -- фейерверк цвета, а Тициан -- самый яркий, самый радостный его цвет. Тёплая, золотистая кожа, оттенённая ярко-белым полотном -- его характерный приём. На выставке первые залы -- молодой Тициан и совсем другие, чем в Эрмитаже, тона и манера письма. Вот "Флора" -- в оригинале от неё не оторваться, она вся светится.


Даная


Венера и Адонис


Ещё раз "Венера с зеркалом" - уж очень она венецианская, нарядная.


Венера урбинская


В этой тройной венецианской дуэли Тициан помогал молодому Веронезе, говоря современным языком, "добывать гранты", использовал его как пешку в борьбе против Тинторетто. Говорят, Веронезе в ответ подражал Тициану из лести. Если это правда, то подражал он очень удачно, как, например, здесь, в любимой мною "Марсе и Венере". Но, думаю, всё придумали на потеху досужей публики. (На картинку можно нажать, чтобы посмотреть фрагмент. Молоко -- символ любви, детей).




На нескольких картинках я обнаружила неизвестные мне ранее детали туалета. Например, непонятный кусок материи с лентой на предплечье Венеры -- это рукав (см. Веронезе, "Венера с зеркалом" -- чтобы не листать назад, вот она ещё раз). В Венеции 16 века рукава были не частью платья, но отдельным аксессуаром, как перчатки или сумочка. Рукава крепились к плечам лентами. Не очень удобно, зато можно менять, и из одного платья получается несколько. На рукава не нужно много ткани, поэтому для их изготовления использовали материал подороже, украшали драгоценными камнями, жемчугом. На картине Тинторетто "Сусанна и старцы" -- такой расшитый, разукрашенный рукав (я его поместила в левый верхний угол, чтобы не осталось сомнений). А зеркало -- очередной ответ Тициану и Веронезе.



На картинах Тициана-Веронезе-Тинторетто почти нет темноволосых женщин: в Венеции 16 века знатная женщина, претендующая на красоту, должна была быть блондинкой. Волосы красили дикой смесью из белого вина, лимонного сока, шафрана и мочи, и выходили в жаркий, солнечный полдень на altane высветлятся. Длинные волосы "развешивали" на специальную металлическую дугу, как на верёвку для сушки белья. Существует промышленное наименование краски: "венецианская блондинка". Этот цвет пришёл к нам с картин Тициана-Веронезе-Тинторетто. А altane -- это открытый портик на крыше венецианского дома. Выглядит он вот так:




Наконец, о цвете. Качество красителей строго контролировалось чуть ни особой "государственной" конторой (толком не знаю, не спрашивайте). Пурпурный (кармин) изготовлялся из тысяч высушенных кошенилей (насекомое; по-нашему, кажется, почти вошь - пусть энтомологи поправят, если я неправа). Жёлтый цвет знатные венецианки не носили: он был отведён для куртизанок. У жёлтого цвета был и другой смысл: венецианские евреи были обязаны носить жёлтые нашивки (круг) на одежде. Одно время нашивки были заменены жёлтыми шляпами. Поэтому одежд ярко-жёлтого цвета на картинах Тициана-Веронезе-Тинторетто нет. На картинке слева -- венецианская куртизанка 16 в. с жёлтыми пристежными рукавами. Вот Ганс Гольбейн, "Лаис коринфская", знаменитая греческая гетера в костюме венецианской куртизанки (если нажать будет очень крупно она же в образе Венеры и тоже с жёлтыми рукавами. От Венеры до гетеры, что называется, один шаг.).

Ещё из языка венецианской моды: жемчуг. В виде ожерелий его разрешалось носить только замужним, почтенным женщинам -- и не разрешалось куртизанкам. На обеих "Венерах" жемчугом усыпано всё: рукава, волосы, оторчка. А вот ожерелий нет. Венецианцам намёк был понятен.


Мужская мода. На портрете Тициана -- Рануччо Фарнезе, 12-летний внук папы Павла III, одетый по последней моде: гульфик и иссечённый наподобие драных джинсов 70-х, кафтан. Вначале гульфик был необходимостью: до начала 15 в. брючные штанины не соединялись. Затем была изобретена треугольная вставка, которая превратила две штанины в полноценные брюки. Вскоре эту вставку увеличили и придумали набивать её наподобие силиконовой груди. Здесь можно посмотреть разные гульфики (текст, правда, странноват, ну да ладно).

И, наконец, о подписи. В начале 15 века художники начали робко подписывать свои картины. Пионером в этом смысле был Ян ван Эйк, подписывавший свои картины по краешку, на рамах (правда, в то время рамы считались неотъемлемой частью картины: рисунок часто переходил на раму, и наоборот, раму часто вписывали в холст). К середине 15 в., вслед за Дюрером, большинство подписывались уже открыто, на холстах, в центре, в особых рамках, везде. Тициан, Веронезе и Тинторетто отказались от этой традиции: зритель должен был и узнавать, и различать их по манере, по мазку.

После такой выставки это нетрудно.

И последний, немного грустный момент. После нескольких залов великолепия -- зал последних работ всех троих художников: христианские сюжеты пришли на смену античным, тёмные краски, резкие, нарочито фактурные мазки -- всё как в детстве, в Эрмитаже. Выставка началась автопортретом неистового Тинторетто -- и закончилась его автопортретом. Вот этим.


Вот неплохой сайт, где собрано много картинок с венецианской модой (но практически без текста).

Пост посвящен юзеру turgeman, который обещал написать за меня большую статью, поставив условием посещение выставки ("там выставка, а ты тут сидишь, как ду-у-ра, дура!") и последущий отчёт. Надеюсь, его душенька довольна, так как он своё обещание выполнил.

живопись, Тициан, Тинторетто, Веронезе

Previous post Next post
Up