Вчера вечером была на балете «Перехитрить дьявола» в постановке современного британского хореографа Акрама Хана. До сих пор под впечатлением. И позади бессонная ночь.
Сцена из балета «Перехитрить дьявола»
Балет - это обычно красивая сказка. Милые изящные балерины, элегантные танцоры. Балет Акрама Хана совсем другой. Жесткий и современный. Шесть профессионалов на сцене сделали невероятное. То, что невозможно передать словами.
За полтора часа мы увидели наш жестокий мир. Который хочет сломить, подчинить себе. Выживает, обретает личную свободу сильнейший. Тот, кто способен к борьбе.
Это мое понимание происходящего на сцене. Восхищена артистизмом и физическими возможностями балетной группы. И музыка говорящая, задающая темп и настроение. Энергетика и эмоции зашкаливали. Аура была такая, что мы дышали в унисон с артистами.
Сцена из балета «Перехитрить дьявола»
На сцене Оперного театра Тель-Авива - древний миф в современном осмыслении. Постановка «Перехитрить дьявола» одного из лучших современных британских хореографов Акрама Хана и в исполнении его балетной компании из Лондона с 10 по 12 декабря 2021 года в рамках балетного сезона Израильской оперы.
Перехитрить дьявола» - постановка 2019 года и, как и в предыдущих работах, британский хореограф Акрам Хан, лауреат престижнейшей театральной премии Лоренса Оливье, соединяет в этом эпическом балете европейские традиции с классическим индийским танцем катхак. В основе спектакля - классика, индийская пластика, эстетика contemporary dance и месопотамский эпос о Гильгамеше или, как еще его называли, поэма «О всё видавшем».
Сцена из балета «Перехитрить дьявола»
Другим источником вдохновения для «Перехитрить дьявола» стали «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и картина австралийской художницы Сьюзан Доротеи Уайт «Первый ужин», на которой изображены женщины разных культур, сидящие за столом.
Небольшая выдержка из интервью Маши Хинич с хореографом Акрамом Ханом, с которым удалось поговорить в преддверии гастролей. Он - гений, конечно
Choreographer Akram Khan. Credit: Lisa Stonehouse
- «Перехитрить дьявола»: что скрывается за этим загадочным названием?
- Скрывается то, что на деле известно всем нам: дьявол - внутри нас, дьявол - часть нашего естества. Так уж, мы - люди - устроены. Что такое дьявол? Очень просто: это мы сами и наши попытки контролировать время, перехитрить его. Но перехитрить время, обмануть дьявола - значит обмануть самих себя. Не знаю, успеет ли человечество исправиться до конца времен. Я не просто так обратился к такому древнему сказанию, как эпос о Гильгамеше. Уже тогда, в 18-м веке до нашей эры, в Шумерском царстве, задумывались над вопросами человеческой природы и желанием ее исправить. Но мы - человечество - мало с тех пор продвинулись. Нынешнее поколение - потерянное поколение - как и все поколения, впрочем.
Меня интересуют сами люди и сложности человеческого разума. Так что скорее, это балет о наших чувствах, о нашем восприятии, о чувстве собственного достоинства, о нашей жизни и о том, что мы все время забываем… Забываем, что мы всего лишь гости на этой планете. Мой спектакль именно о том, что планета не принадлежит только нам, и что мы плохо с ней обращаемся, о соотношении современного мира и природы на многих уровнях. О том, что все мы умрём раньше, чем закончится существование нашей планеты, но почему-то про это забываем. Забываем, что мы не вечны.
Сцена из балета «Перехитрить дьявола»
Надеюсь, что я вас не огорчил, я бы не хотел стать мрачным пророком. Все-таки, я в первую очередь создаю балет, рассказываю историю, предлагаю сторителинг через движение - мощное и хрупкое. Я изучал, как вы знаете, катхак и классический балет. Катхак говорит о богах, а современный балет - о людях. В современном танце мы стараемся показать несовершенство - наше, человеческое, мира в целом.
Зрители не хотели отпускать артистов. Аплодисменты и крики «Браво!» не смолкали долго.
Финал
Использованы материалы Маши Хинич. Фотография-портрет Акрама Хана: Lisa Stonehouse. Фотографии из балета:
Sergey Demyanchuk Пиар-агентство:
Sofia Nimelstein PR & Consulting