Aug 12, 2010 11:16
Задумала я писать статью, озаглавить которую еще только предстоит - как это, впрочем, обычно и бывает. Нельзя сказать, что мне сильно не терпится за нее взяться. Просто таковы правила. Надо.
И вот значит сижу в библиотеке и ищу литературу, которая поспособствовала бы анализу индивидуального самосознания сквозь призму конструкционизма. Ну и конечно вопросов как всегда больше чем ответов.
И тут попадается мне книжка (я сейчас в принципе хочу тематически переориентировать свой ЖЖ - не все же на жизнь жаловаться, иногда надо и литературу полезную обсудить). Книга Пространства жизни субъекта/ Э.В. Сайко и др. - М., 2004. - 608 с. - Серия («Субъект в мире - Мир субъекта»). Пролистываю и обнаруживаю там вроде бы подходящую к теме диссера статью А.А. Пилипенко «Субъект и типы сознания современности». Саму статью еще не читала - если окажется стоящей - черкну пару строк. Листаю дальше и нахожу пассаж В.М. Розина о природе и субъекте эзотерического познания. Поскольку количество знакомых «шизотериков» уже давно превысило все допустимые нормы, грех было не почитать. Ну, хотя бы для того, чтобы разобраться в том, откуда и куда ведет эта тенденция.
Удалось или не удалось разобраться - там будет видно, но несколько любопытных мыслей автор, мне кажется, высказал (приятно то, что сам он совершенно не шизатерического толку дядька, о чем не забывает периодически напоминать).
Сначала немного о содержании статьи, потом несколько ассоциативных побредух как реакция на прочитанное (мнение не окончательное, тем более что мне как всегда лень все ассоциации записывать во время, а потом они забываются). Итак.
Для представителей рационального знания (философия, наука и т.д.) эзотеризм, как правило, выглядит как вера в иллюзорную реальность, существование которой определяется исключительно воображением эзотерика.
Однако, говорит автор, многие эзотерики настаивают на том, что их учение это непременно наука, а описываемая в нем реальность - самая что ни на есть подлинная и никакая не вымышленная.
При этом, понятное дело, все они вынуждены доказывать ее подлинность. Их аргументы варьируются от «это очевидно» до «это очевидно только родственной душе». Д.Андреев и вовсе говорит о «созвучии» личного опыта индивида эзотерическому. Как правило, именно такие аргументы и не устраивают рационалистов от науки. Что значит «очевидно» или «созвучен»? Но как бы там ни было, из такой аргументации понятно, что существует некая смычка, связь между душой (состоянием сознания, структурой личности?!) индивида и восприятием эзотерической реальности как подлинной и действительно существующей.
Для ответа на вопрос о статусе эзотерической реальности автор обращается к анализу эпопеи «Дон Хуан», а именно к тому моменту, где Карлос Кастанеда спрашивает у своего учителя действительно ли он летал как птица прошлой ночью, или это ощущение было вызвано приемом «травы дьявола», а также будет ли он летать, если, скажем, привяжет себя цепью к скале. На этот вопрос Дон Хуан отвечает, что если Кастанеда привяжет себя к скале, то ему, видимо, придется летать, держа скалу вместе с цепью. Из пересказанного пассажа автор делает вывод, что для Дона Хуана и многих других эзотериков нет деления на объективную реальность и субъективное ее переживание.
Вот почему эзотерики часто пишут о том, что познание подлинного мира неотделимо от познания и преобразования себя. Вот почему такое большое место во всех эзотерических учениях занимают психотехники, поскольку именно преобразование себя ведет эзотерика к познанию подлинной эзотерической реальности. То есть оказывается, что к этой реальности можно пробиться только «через окно собственного Я», только предварительно сформировав самого себя, настроив себя на восприятие и переживание этой реальности (примером тут может быть практика йоги и др. буддийские техники для достижения Нирваны).
В чем же сущность психотехник? Автор пишет, что поскольку познание истинной реальности возможно только посредством трансформации своей личности, то именно эта трансформация и является целью любой эзотерической практики. Во время практик личность актуализирует имеющийся у нее в сознании образ реальности, и при этом вытесняет образы реальности, которые не соответствуют учению. Итогом практик должна стать ситуация полной актуализации необходимого образа реальности и полное вытеснение всех других представлений. Будучи единственной возможной, эта эзотерическая реальность действительно становится существующей и подлинной для индивида, поскольку у человека оказываются «размонтированы» (подавлены) все остальные реальности кроме этой одной. Таким образом, эзотерическая реальность представляет собой мир, который возник на основе внутреннего мира самого эзотерика, то есть, по сути, он является проекцией его Я вовне.
У этого внутреннего эзотерического мира, ставшего для эзотерика миром как таковым, есть 2 важных свойства. Первое связано с тем, что этот мир принципиально ограничен внутренним опытом индивида, а значит и абсолютно естественен для него. Второе качество, эзотерический мир, в отличии от обычного поддается контролируемому преобразованию. С помощью психотехник он изменяется в сторону того идеала, который задает сам человек.
Таким образом, эзотерик, это человек который самостоятельно, под свои идеалы выстроивший целый мир и так себя преобразовавший, что может в этом мире жить. А эзотеризм - одна из форм развития человека (и получается в то же время социума), опирающаяся на личное творчество, самоактуализацию и психотехническую работу. Таким образом, в лоне эзотерической культуры происходит экспериментальное развитие человека, а многочисленные случаи выпадения эзотериков из культуры, ухода в себя - естественная плата за эволюцию.
Предпосылки эзотеризма в нашей обыденной жизни лежат на поверхности: во-первых, это свободная личность, во-вторых, мировоззрение в котором объективная реальность начинает истолковываться как производная от мышления (активности) этой личности.
Вытекающие из прочитанного побредухи:
Идеал и установка западной цивилизации на творчество, актуализацию потенциала личности, способной переделывать и творить себя самою и весь окружающий ее мир - ни эта ли возможность так прельщает сегодня многих? (особенно если учесть, что заподноевропейский проект преобразования реальности в соответствии со своими потребностями и идеалами исключительно физическими средствами закончился провалом-кризисом). Не желание ли контролируемых преобразований и конструирования себя самого в соответствии с некоторым ожидаемым проектом-образом движет многими? В конце концов, практика эзотеризма выглядит не таким уж сумасшествием в свете того же конструкционизма, будь он не ладен и да здравствует американская философия с когнитивистикой вкупе. И кстати тот факт, что автор отказывает эзотерической реальности в статусе действительного бытия и сводит ее к проекции индивидуального сознания, вполне себе ложится в эту парадигму с ее вечными сползаниями в солипсизм.
Все. Дальше писать лень.
working