Гелий Коржев (1925-2012)
Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха «Коммунисты». 1959 - 1960 гг.
Холст, масло. 156 × 290 см
Ленинград, Русский музей
Высоким драматизмом отмечены исторические композиции Г. М. Коржева. Лучшее произведение художника - триптих «Коммунисты», состоящий из картин «Поднимающий знамя» (1959 - 1960), «Интернационал» (1957 - 1958), «Гомер» (1958 - 1960). Этим картинам свойственна внутренняя патетика, большая сила чувства при очень ясной форме рассказа. Художник строит повествование на немногих фигурах, выделенных крупным планом, стремится к определенности состояния героя. В картине «Поднимающий знамя» немногими деталями (грубый булыжник мостовой, трамвайные рельсы) дается представление о месте и времени действия - эпохе революционных выступлений русского пролетариата. Благодаря этому приобретает конкретность образ русского рабочего-большевика, поднимающего знамя, выпавшее из рук убитого товарища. Его грубые мозолистые руки крепко сжимают древко, в изможденном лице затаенная ненависть и готовность отдать жизнь во имя свободы и справедливости. Хотя картина отличается большой сдержанностью в колористическом отношении, сила ее эмоционального воздействия велика. Алый, словно пролитая кровь, цвет знамени звучит как набат в сопоставлении с грязно-серой булыжной мостовой.
Внутренний пафос, суровая романтика свойственны и двум другим картинам триптиха. Идеал Коржева - это человек, черпающий силу для подвига в великом коммунистическом братстве, умеющий выполнить свой моральный, партийный, гражданский долг вопреки всему, что лежит у него на пути.
Всеобщая история искусств конца 19 века - середины 20 века стран, вступивших в 20 столетии на путь социализма.