Диего Веласкес. Венера с зеркалом.

Sep 25, 2018 21:12





Диего Веласкес
Венера с зеркалом. ок. 1647-1651
La Venus del espejo
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон



Жизнь Веласкеса была подвигом служения истине, - истине искусства, как он ее понимал. Он был придворным, но если за этим словом встает представление о пышной, светской, рассеянной жизни, то оно нисколько не подходит к Веласкесу. Он только писал картины, а кроме того, исполнял различные чисто деловые должности, вроде заведующего дворцовыми помещениями, которые ему были в тягость. Он был скромен и небогат.

Один из его биографов говорит: "Этот приближенный испанского двора более близок к нищете Рембрандта, чем к буржуазной роскоши Рубенса". Какое-то грустное братское чувство проглядывает в том, как он пишет королевских шутов, тоже прикованных к своей нелегкой придворной службе.

Только потому, что Веласкес пользовался покровительством короля, ему позволили то, чего никому из испанских живописцев не разрешалось,- хоть однажды написать нагое женское тело. Художник написал "Венеру", лежащую к зрителю спиной, с лицом, отраженным в зеркале, которое держит амур. Эта единственная испанская Венера не похожа на своих бесчисленных итальянских, фламандских и французских сестер. Она легкая, гибкая, у нее очень тонкая талия и лицо типичной испанской махи - девушки из народа (Веласкес ведь, как и Сурбаран, "никогда ничего не придумывал"). Нагота трактована художником так целомудренно, с изящной простотой, как удавалось разве только Джорджоне в аналогичном сюжете. По колориту это одна из самых тонких перламутровых симфоний в творчестве Веласкеса.

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

Веласкес Диего, испанское барокко (золотой век), испанская живопись, исиспанское барокко

Previous post Next post
Up