Виктор Михайлович Васнецов. (1848-1926)
После побоища Игоря Святославича с половцами
1880. Холст, масло. 205х390
Третьяковская галерея
Последний из славного "триумвирата" (Репин, Суриков, Васнецов), Виктор Васнецов, Сурикову во многом противоположен. Ему чуждо трагически конфликтное понимание истории. Дело даже не в сюжетах, которые он выбирает. Суриков пишет как будто бы мирную сцену - четверо людей сидят у стола и слушают чтение вслух (
"Меншиков в Березове"), - но в ней чувствуется драма.
Васнецов пишет поле боя, покрытое трупами ("После побоища Игоря Святославича с половцами" - на сюжет "Слова о полку Игореве"), - и возникает настроение напевной умиротворенности.
Виктор Михайлович Васнецов. (1848-1926)
После побоища Игоря Святославича с половцами
Фрагмент
Недобрая красная луна восходит над мертвым полем, кружатся орлы-стервятники, и все же тишина смерти спокойна, как тишина сна: не верится, что отрок в голубом кафтане и сафьяновых сапожках убит, - кажется, он спит со стрелой в груди. Эта высокопоэтическая картина - первая, написанная Васнецовым на тему русского эпоса. (Раньше, в 70-е годы, он писал маленькие "жанры" - "С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка".)
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
С квартиры на квартиру. 1876
Холст, Масло. 54 × 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Михайлович Васнецов.
Книжная лавочка - 1876. Холст, масло
Третьяковская галерея
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004