Модерн. Федор Шехтель. Особняк Рябушинского

Aug 08, 2018 13:29





Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница





Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница



Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница



Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница



Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы

Каковы же общие, "родовые" черты стилистики модерна*? Они отчетливее всего просматриваются в декоративных изделиях, украшениях, виньетках, витражах, мебели, светильниках, даже в модном покрое одежды, поскольку в модерне очень сильно стремление романтически декорировать повседневность, эстетически преобразить ее.

Господствует вкус к рафинированной изысканности: изогнутые, вьющиеся формы, сложная узорность и вместе с тем асимметрия, нарушение естественных пропорций, вертикальный взлет по спирали, ажур. Архитекторы модерна, используя новые возможности строительной техники, отказывались от традиционной фасадности зданий, придавали им свободную, прихотливую конфигурацию, а особенно изощрялись в области декора.

В декоре, как и в металлических каркасах построек, культивировались волнистые, извилистые линии - так называемый "удар бича", по определению архитектора Орта, считавшего эту линию основой стиля и впервые ее применившего. На этой основе можно было изобретать самые неожиданные формы, сплетать самые фантастические арабески. ... В Москве постройки Ф.Шехтеля - это типичный образец модерна. В его особняке  Рябушинского все поражает воображение, начиная от внешнего вида, кончая интерьером - с изысканными лестницами, решетками, балюстрадами, украшениями.

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

*О модерне и символизме читайте также:

  1. Символизм и модерн. Арнольд Бёрклин. Остров мертвых.
  2. Модерн и символизм. Бельгия. Джеймс Энсор. Интрига
  3. Модерн. Архитектура Антонио Гауди. Искупительный храм Святого Семейства
  4. Микалоюс Чюрленис. Из цикла "Зима"


символизм, модерн, русский модерн

Previous post Next post
Up