Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница
Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница
Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница
Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Интерьер. Лестница
Шехтель Фёдор Осипович (1859-1926)
Особняк Рябушинского, 1900-1903 годы
Каковы же общие, "родовые" черты стилистики модерна*? Они отчетливее всего просматриваются в декоративных изделиях, украшениях, виньетках, витражах, мебели, светильниках, даже в модном покрое одежды, поскольку в модерне очень сильно стремление романтически декорировать повседневность, эстетически преобразить ее.
Господствует вкус к рафинированной изысканности: изогнутые, вьющиеся формы, сложная узорность и вместе с тем асимметрия, нарушение естественных пропорций, вертикальный взлет по спирали, ажур. Архитекторы модерна, используя новые возможности строительной техники, отказывались от традиционной фасадности зданий, придавали им свободную, прихотливую конфигурацию, а особенно изощрялись в области декора.
В декоре, как и в металлических каркасах построек, культивировались волнистые, извилистые линии - так называемый "удар бича", по определению архитектора Орта, считавшего эту линию основой стиля и впервые ее применившего. На этой основе можно было изобретать самые неожиданные формы, сплетать самые фантастические арабески. ... В Москве постройки Ф.Шехтеля - это типичный образец модерна. В его особняке Рябушинского все поражает воображение, начиная от внешнего вида, кончая интерьером - с изысканными лестницами, решетками, балюстрадами, украшениями.
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004
*О модерне и символизме читайте также:
- Символизм и модерн. Арнольд Бёрклин. Остров мертвых.
- Модерн и символизм. Бельгия. Джеймс Энсор. Интрига
- Модерн. Архитектура Антонио Гауди. Искупительный храм Святого Семейства
- Микалоюс Чюрленис. Из цикла "Зима"