Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
1862 г. Холст, масло 43,5 x 47,3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Непосредственно в жизни увиденная сцена отдыха монахов по пути в Троице-Сергиеву лавру легла а основу картины «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» (1862, ГТГ), где тучному монаху противопоставлен солдат-инвалид, герой недавней Крымской войны, которому отказывают в подаянии.
Этот солдат - один из первых положительных образов Перова, исключительной простоте и реальности изображения солдата противостоит подчеркнутая карикатурность фигуры монаха, что заостряет обличительную силу картины, но несколько нарушает ее художественную цельность.
История русского искусства. Искусство второй половины 19 века. Под. ред. Неклюдова. 1980