К пониманию того, что нужно быть хорошим специалистом, мы уже постепенно приходим. Но в определенный момент хороший специалист в компании чудесным образом превращается в незаменимого сотрудника, на котором завязаны многие процессы и без которого все может рухнуть в один момент. А руководители все чаще при появлении незаменимых оказываются перед дилеммой где поставить запятую во фразе в отношении таких сотрудников: «беречь нельзя уволить». Так что делать с незаменимыми? Беречь или гнать пока не поздно? И стоит ли быть незаменимым?
Что такое незаменимый сотрудник? Многие ошибочно полагают, что это тот, кто больше всех работает. Может и так. Незаменимые действительно в некоторых случаях работают больше, чем остальные. Но чаще незаменимы те, кто обладает знаниями и умениями, аналоги которым сложной найти быстро или невозможно обучить в кратчайшие сроки.
Фото: открытые источники
Например, инженер, работающий со сложным и редким оборудованием, используемом всего на нескольких производственных площадках в мире, ко всему специально обученный работе с этим оборудованием, является незаменимым. Вряд ли кто-то по своей воле добровольно будет изучать это оборудование и принципы его наладки. Скорее будут изучать то, что распространено, чтобы не было проблем с поиском работы.
❗️❓ Считать незаменимым главного бухгалтера, проработавшего на одном месте 20 и более лет и помнящего когда, куда и какая сумма была сокрыта, можно, но с натяжкой. Понятно, что новому человеку нужно будет время, чтобы разобраться, но это не означает, что он не сможет раскопать все прошлые грехи и не вычислить «пропажи» в первые полгода-год работы. Да и специально обучать его работе с бухгалтерской документацией не нужно, т.к. он уже обучен.
В нашей реальности часто незаменимыми становятся те, кто на одну зарплату выполняют обязанности нескольких специалистов. Такие очень удобны для руководства: работает много, а получает мало. А если вдруг устанет и уйдет, то найти такого же выносливого будет сложно. Придется нанимать несколько специалистов и платить отдельно каждому из них зарплату незаменимого. Невыгодно.
Есть еще одна категория незаменимых: это те, кто таковыми на самом деле не являются, но старательно имитируют. Думаю, многие встречали таких персонажей, которые ни при каких обстоятельствах не раскрывают никакую информацию, связанную с их трудовой деятельностью. Только они знают что у них где спрятано, когда и что нужно сделать, кому позвонить или написать. Нет человека - нет решения возникшего вопроса в его отсутствие. Но все прекрасно понимают, что при желании, потратив время, находятся все нужные документы и контакты. В данном случае желание быть в центре внимания подменяется маской незаменимости.
Фото: pixabay.com
⚠️ На самом деле незаменимый сотрудник - это проблема как для руководителя, так и для самого сотрудника. Инженер из приведенного выше примера будет востребован только в нескольких компаниях и, в случае потери работы по какой-либо причине, ему придется тяжко. Либо переучиваться и начинать с низов на другом оборудовании, либо менять дислокацию и перемещаться ближе к другому предприятию с аналогичным оборудованием, что не всегда удобно. Для его руководителя он проблема, потому что в случае потери такого сотрудника проще самому идти к станку, чем искать замену.
Незаменимые сотрудники, выполняющие функции нескольких специалистов, еще более вредны. Например, заболел один сотрудник, а в результате встала работа двух-трех направлений. Захочет сменить такой сотрудник работу - будут проблемы при поиске. Новые руководители, если в их компаниях не практикуется такая система рабства, не будут понимать специалист какого профиля перед ними и в чем этот сотрудник все-таки специалист. К сожалению, не все могут быть одинаково успешны в разных областях профессиональных знаний. И, как уже было сказано, искать замену такому специалисту дорого, менять бюджет на фонд оплаты труда не всегда хочется. Экономия заканчивается с уходом незаменимого.
С одной стороны, незаменимым быть здорово. Самооценка расцветает всеми красками и уже парадом командует не руководитель, а сотрудник. С другой - все это сотрудника и ставит в немилость.
Руководители, столкнувшиеся с незаменимыми сотрудниками, все чаще приходит к выводу, что от них нужно избавляться. И чем быстрее, тем лучше. К сожалению, некоторые незаменимые имеют свойство водружать себе на голову корону своей уникальности и шантажировать руководителя. На что надеются - не понятно. Здравомыслящие руководители после первых попыток шантажа быстро начинают искать замену незаменимым. Потери авторитета никто не потерпит.
Фото: pexels.com
💲 Миф о том, что незаменимым платят больше, не является правдой. В некоторых случаях может и платят. Но только до тех пор, пока не найдут замену.
Незаменимыми еще и быть плохо потому, что карьерный рост им не светит. Как можно повысить того, кто уникален в своей сфере? Кто займет его место?
В общем, не слушайте тех, кто утверждает, что нужно быть незаменимым специалистом. Незаменимых увольняют первыми.