Российские дороги

Aug 08, 2012 16:19

В России я не был год. А машину не водил здесь уже не помню сколько времени. Зато успел хорошо поездить в Штатах, Германии, Люксембурге, Бельгии, ну и в других европейских странах по мелочи. Ну а тут пришлось прокатиться на исторической родине, и впечатления настолько отвратительные, что даже неожиданно. Я, естественно, соблюдал все скоростные ограничения (это было несложно), всегда пользовался поворотниками и всех пропускал (это тоже), и старался соблюдать разметку (это было посложнее, в основном из-за отвратительной системы указателей движения полос).

По каким-то непонятным пока причинам водительское мастерство и квалификация дорожных строителей вобрали в себя все худшие черты, существующие в нащих людях: неуважение, даже наплевательское отношение к другим; халтура и раздолбайство; неумение думать на несколько шагов вперед, ощущение собственной уникальности и безнаказанности. Проявляется это, разумеется, во всем. Далее и пойдет речь обо всем.

Итак, сами дороги. Спроектированные большей частью еще при советской власти, они с трудом пригодны для движения автомобилей со скоростью более 60 километров в час. На дороге с ограничением 90 спокойно встречаются повороты и зигзаги, прохождение которых даже на 70 довольно опасно. Что уж говорить о 130, с которыми едет половина водителей. Ставить знаки рекомендованной скорости дорожные проектировщики, видимо, считают баловством. Российские автомагистрали обязательно проходят через населенные пункты, из-за чего скоростной режим превращается в непрерывную чехарду 90-60-90-60, причем знаки населенных пунктов (они же ограничители скорости) зачастую находятся в кустах, за деревьями, или за идушим встречным потоком. Изобретение прошлого века - ограничитель скорости над дорогой - опять же считается ненужным.

Вообще саму идею привязки скоростного режима к административным границам населенных пунктов я полагаю идиотской. В США давно об этом догадались, европейцы просто ставят ограничители одновременно со знаком города или деревни, ну а до России дойдет лет через сто.


Про качество дорожного покрытия вряд ли можно сказать что-то новое. Постоянные ямы, трещины, колдобины, колеи - вот неполный список особенностей российских шоссе. Вместо бетонной подложки асфальт кладется на щебень, песок, и даже просто ровную землю. Ничего удивительного, что через год эксплуатации он идет колом - нет. Иногда дорога натыкается на железнодорожный переезд, на котором асфальт был положен еще при царском режиме, и даже на скорости 15 километров в час всю машину трясет. Американские переезды проезжаются на скорости 70 километров в час без каких-то трудностей.

Почему-то при разговоре о российских дорогах любят упоминать климат. Аргумент это несерьезный. В России дороги отвратительны везде - в Якутии, Карелии, Подмосковье, Приморье и Краснодарском крае. В США наоборот - везде отличные, за исключением некоторых улиц в крупных городах. Лежащий полгода под снегом хайвей US 20 - отличная трасса без единой трещины. Канадская провинция Альберта такая же по климату, как Подмосковье - а дороги гладкие. Разумеется, необходимо регулярно покрытие ремонтировать - но не каждый год.

Светофоры присутствуют на дорогах в изобилии. Поставлены они, конечно же, в кустах, сбоку, сверху, по диагонали - в общем, где угодно, кроме очевидного места - за перекрестком, сверху над каждой полосой. Такие светофоры было бы видно всегда и издалека, но видимо это не является целью дорожного строительства. Полно мест, где светофоры нужны, а их нет - к примеру, в местах активных пешеходных переходов. Светофоры с кнопкой для пешеходов, поставленные даже в кампусе Microsoft, в Москве, по всей видимости, так и существуют уже десять лет в единственном экземпляре на Мосфильмовской улице.

Пешеходные переходы спроектированы отвратительно. К примеру, они не учитывают тропы и тротуары у соседних кварталов. Человек идет по длинной дорожке и внезапно натыкается на 4-полосную дорогу. Перехода нет, и вообще он находится где-то совсем не там, до него нужно еще 200 метров идти. Почему-то полно нерегулируемых переходов на шоссе с ограничением 90. Чем и о чем думали люди, проектировавшие такой переход, я затрудняюсь сказать. Поставить светофор душит жаба, да еще и шоссе окончательно встанет. А все это последствия идеи прохождения шоссе через города и пускания по этим шоссе автобусов с остановками у каждого столба.

Разметка нарисована более-менее нормально, однако направления поворотов либо вообще не дублируются на выносных знаках, либо все нарисовано тяп-ляп. Правильно - повесить знак над всеми полосами, и посекционно указать, кто и в каком направлении едет. Серьезные вопросы, однако, вызывает ширина проезжей части и полос. Иногда обе полосы двухполосной дороги делаются шириной метров в пять, что провоцирует тесную езду в 4 полосы и обгон «почти по встречке». Очевидное решение - сделать среднюю полосу только для поворотов налево и разворотов.
С поворотами налево вообще беда. В США практически все повороты налево происходят из выделенной полосы. Много места для этого не нужно: сама полоса длиной метров в 100. Напротив, через перекресток - должна быть такая же полоса. Это чуть увеличивает площадь перекрестка, однако существенно снижает аварийность и загруженность. Для правого поворота такие полосы тоже существуют, но они уже не столь критичны.

Парковок за последние годы стало чуть больше. Паркуются все, конечно, как бог на душу положит - и между секциями, и по диагонали. По советской традиции все заезжают на стоянку задом, что занимает существенно больше времени и несколько опаснее, так как видимость самого места для парковки очень плохая.

Рассказ был бы неполным без водителей. Иногда говорят, что это плохие дороги провоцируют нарушать правила. Это верно лишь отчасти. Действительно, в России очень любят сделать выезд с второстепенной дороги в середину огромной дуги поворота дороги. В результате ничего не видно в обе стороны, и чтобы не схватить машину в бок, приходится нагло впихиваться в траффик. Однако все это отдельные случаи. Никакая разметка не заставляет водителей проноситься по зебрам, поворачивать из правого ряда налево («а иначе долго на светофоре стоять»), ездить по обочине и мигать, пристроившись на метр сзади. Все это происходит от полного неуважения к другим участникам движения и тотального эгоизма. Ездить по правилам считается западло.

Безусловно, нормальные водители есть. В зависимости от ситуации их число меняется. Если скоростной режим соблюдает примерно половина, то пропускают перестраивающихся единицы. Когда мне нужно было на протяжении 300 метров перестроиться через три полосы, ни одна из 15 машин не притормозила. Налево из правого ряда, если такая возможность есть, поворачивают практически каждый раз, то есть 5-10 процентов водителей.

В общем, ситуация достаточно бесперспективная. Причем самое интересное, что для исправления большей части проблем нужно совсем немного денег, но много желания. Ну и думать головой желательно.
Previous post
Up