Факторный анализ бедности

Nov 20, 2011 22:00

Намедни один небезызвестный блогер выкладывал свои рассуждения о бедности (такая чушь, что даже не буду на неё ссылаться), однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что говорил он, в сущности, не о бедности, а скорее о другом явлении - необеспеченности, невысоких доходах и невысоком социальном положении. Это напомнило о том, что само понятие бедности не имеет однозначного и устоявшегося понимания - в одних подходах бедность пытаются связывать с каким-нибудь формальным показателем (уровень доходов в долларах), в других подходах оценивают по сравнению со средним уровнем обеспеченности в обществе, в третьих подходах бедность связывают с какими-либо лишениями и ограничениями, имеющими эпизодический характер. Всё это, конечно, не даёт полной и объективной картины, поскольку описывает разные вещи и отдельные проявления, и поэтому вопрос об объективных критериях бедности остаётся открытым. И, конечно, для того чтобы проводить анализ причин этого явления, необходимо первым делом уточнять, что же следует понимать именно как бедность, то есть - что именно будет предметом анализа.

Вот что по поводу значения русского слова «бедность» сообщает толковый словарь Ожегова:
БЕДНОСТЬ - жизнь в нужде, состояние того, кто постоянно нуждается.
БЕДНЫЙ - то же, что неимущий... Имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный...
НЕИМУЩИЙ - не имеющий средств к существованию, нуждающийся.
НИЩЕТА - крайняя бедность.
Похожие объяснения можно увидеть и в толковом словаре Даля:
БЕДНЫЙ, убогий, неимущий, скудный, недостаточный, нужный, т. е. нуждающийся - о человеке... у кого нет достатка, имущества, средств для жизни...
БЕДНОСТЬ - состояние бедного; недостаточность, неимущество, убожество, скудость, нищета, голь, нагота.
НИЩЕТА (от ничто, ничего?) - крайняя бедность, убожество, скудость, нужда и недостаток; противоположность - богатство, обилие.
Аналогичные указания встречаются и в толковом словаре Ушакова:
НИЩЕТА - крайняя бедность, недостаток в самом необходимом.

Во всех случаях бедность тесно связывается с нереализованной потребностью в чём-либо необходимом для своего жизнеобеспечения, причём фактор потребности является ведущим: оценивается не столько обладание чем-либо, сколько дефициты - то, чего недостаёт, чтобы продолжать жизнь. Таким образом, можно выделить два критерия - вещественный, отражающий уже имеющееся, и ситуационный, отражающий всё необходимое для жизни в данный момент. Расхождение между этими двумя показателями и будет решающим критерием для оценки бедности.
К вещественному критерию относится всё, что можно считать средством для обеспечения жизни:
=> денежное состояние, ожидаемые доходы,
=> различное имущество (особенно ликвидная собственность),
=> зачастую будет довольно важно наличие жилья и его параметры,
=> наличие доступа к средствам жизнеобеспечения (в первую очередь это - продукты питания, одежда, медицинские услуги), в том числе наличие доступа к средствам бытовой организации (в частности - возможность готовить пищу, возможность мыться, стирать одежду и поддерживать гигиенические условия, возможность утилизировать отходы, возможность достаточного отдыха и сна),
=> важны также личностные ресурсы, которые можно считать средством жизнеобеспечения или извлечения доходов (физическое и психическое здоровье, полученные знания и приобретённые навыки, трудовая квалификация, возможность влияния на других людей и так далее),
=> сюда также следует относить параметры мобильности - такие, как возможность передвигаться, возможность приобретения новой трудовой квалификации, наличие доступа к необходимой информации и средствам связи.
К ситуационному критерию будет относиться всё требуемое в данный момент для жизнеобеспечения (в том числе для извлечения доходов с целью жизнеобеспечения):
=> объём потребностей в пище, сне, гигиене, одежде, жилище, лечении,
=> объём потребностей в передвижении и информации,
=> объём потребностей в обучении и приобретении трудовых квалификаций,
=> объём потребностей в конкретных предметах и бытовых условиях.
В итоге, объём текущих потребностей по ситуационному показателю можно сопоставить с объёмом их реализации по вещественному показателю, и чем меньшая доля потребностей окажется удовлетворена (или чем меньше будут возможности удовлетворения потребностей), тем о большей степени бедности можно говорить.
Здесь важно понимать, что оценка потребностей должна быть основана не на усреднённых показателях, а на данных каждого частного случая, который становится предметом анализа. Например, человек может не иметь потребности в пище, если он развил в себе способности извлекать энергию другими способами, если его организм не испытывает недостатка в каких-либо веществах и элементах (и хотя это довольно нетипичный случай, но это пример того, когда потребность отдельного человека может не совпадать со среднестатистической). При определённых климатических условиях также может не быть потребности в одежде или жилье, в то время как при других таких условиях эти потребности будут весьма велики. Может не быть потребности в определённом передвижении либо информации, либо обучении, либо даже в бытовых условиях - всё это вопрос частного случая, поэтому и подход к оценке степени бедности должен быть индивидуальный. Принципиально важным здесь оказываются не только объективные представления о человеческих нуждах, но и субъективные оценки тех людей, потребности которых анализируются. Если речь идёт, допустим о потребности в канализации и тёплом туалете, а человек в тридцатиградусный мороз спокойно пользуется деревянным сортиром на улице и не видит в этом никакой проблемы, то следует признать, что в данном случае потребности в канализации нет. Важно также удерживать, что речь идёт о потребностях на данный момент, то есть в ближайшее обозримое время, а не о всех гипотетически возможных в будущем потребностях. При этом однако, оценка бедности зачастую будет довольно неустойчивой, поскольку условия жизни и объём потребностей могут очень быстро меняться. В одних случаях это будет связано с внезапными лишениями (такими, как пожар, уничтоживший всё имущество, или потеря работы, а в месте с ней и единственного источника доходов), в других же случаях это будет следствием появления новых потребностей (например, при неожиданном диагнозе тяжёлого заболевания, требующего дорогостоящего лечения, или при резком изменении на рынке труда, вызывающем необходимость сменить профессиональную специализацию), в том числе в результате изменения субъективной оценки старых потребностей и степени их удовлетворения (когда, например, выясняется, что объём потребления продуктов питания или их стоимостная оценка превосходят ранее предполагавшиеся, и поэтому требуется больше денег; в другом случае основной способ заработка может быть признан неэффективным, хотя первоначально на него возлагались большие надежды).
Между прочим, говоря о потребностях для продолжения жизни, надо отметить, что какой-либо дефицит средств отнюдь не означает моментальное прекращение жизни. Нехватка может вести к постепенному ухудшению здоровья либо к возрастающей амортизации жизненно важной собственности (особенно это касается износа одежды), что в перспективе означает уменьшение имеющихся ресурсов и появление дополнительных потребностей (в частности, потребность в лечении). Всё это также следует учитывать при оценке дефицитов и, соответственно, степени бедности.

Переходя к причинам разрыва в критериях, надо отметить, что далеко не все из них прямо связаны с самими потребностями и дефицитами - зачастую в основе причин лежат отвлечённые субъективные факторы, такие, как социальная дискриминация и предрассудки. Порою можно наблюдать ситуацию, когда бедность в обществе нарастает во многом в силу нарушения внутрисоциального взаимодействия.
Факторы бедности можно условно разделить на две большие группы по признаку их отношения к данному человеку - либо это исключительно внешние факторы (обстоятельства, не зависящие от человека и не связанные с ним лично), либо это внутренние факторы ситуации конкретно этого человека (играющие ведущую роль в причинах его бедности).

В качестве внешних можно выделить следующие группы факторов:
1. Макроэкономические причины
К этому относятся такие явления, как безработица, нехватка рабочих мест, низкий уровень заработных плат, высокие цены на товары первой необходимости, товарный дефицит, низкое качество товаров и услуг, высокие таможенные пошлины (ведущие к снижению качества товаров и росту их цен), инвестиционная непривлекательность региона (вызывающая весь комплекс вышеописанных проблем), а также неразвитость транспорта и средств связи. К этой же группе можно отнести все трудности в сфере труда и бизнеса, вызванные действующим законодательством либо жёсткой налоговой политикой.
2. Стартовые условия личности
Эта группа факторов не связана непосредственно с личной ситуацией человека, поскольку имеет место непосредственно до того, как личность оказывается сформирована. В основном, к этой группе можно отнести благосостояние семьи и характер внутрисемейных отношений, что определяет дальнейшие возможности человека в плане его обучения, трудоустройства, предпринимательства, формирования личностных качеств и так далее. Надо отметить, что вопреки расхожим стереотипам, дети из внешне благополучных семей зачастую оказываются в менее выигрышном положении, чем воспитанники заведений для детей-сирот, поскольку последние получают некоторые дотации от государства (в виде стипендий), в то время как дети из обычной семьи могут быть абсолютно лишены какой бы то ни было материальной поддержки. Также к этой группе следует отнести региональные особенности, связанные с объективными причинами (труднодоступность, изолированность региона, жёсткий климат и прочее).
3. Конъюнктура рынка труда
Сюда относятся все специфические условия на рынке труда, не имеющие объективной подоплёки и вызванные чаще всего культурно-историческими тенденциями. В первую очередь здесь можно выделить неадекватные требования работодателей при найме работников и при постановке рабочих задач. Это, в частности, всевозможная дискриминация при найме работников (по полу, возрасту, семейному положению, личным убеждениям и прочим посторонним параметрам), избыточные требования к кандидатам при найме (такие, как требование наличия высшего образования, либо длительного опыта, либо излишних знаний, в которых в данном случае нет необходимости), а также требования предоставить какие-либо справки (не имеющие отношения к работе) или избыточную персональную информацию о кандидате с целью его оценки и «проверки» (включая всевозможные попытки такой «проверки» кандидатов при помощи физиометрического оборудования). Важную роль здесь играют различные предрассудки о труде и обучении, из-за которых у трудоспособных в целом людей могут возникать проблемы с трудоустройством (к примеру, известно, что люди, в зрелом возрасте сменившие трудовую квалификацию, могут вызывать подозрения - принято считать, что человеку следует всю жизнь работать в рамках лишь одной специализации, и когда работник её внезапно меняет, возникают опасения, что он это сделал из-за того, что не справлялся с работой по своей прежней специальности, и, стало быть, он плохой работник, и его не следует принимать на работу; аналогичным образом на почве мифов о ценности высшего образования работодатель может требовать наличия этого образования от всех потенциальных сотрудников, вплоть до уборщиц). В части неадекватных требований при постановке рабочих задач можно выделить постановку нереальных задач, постановку задач без учёта специфики работы, постановку задач, требующих дополнительных материальных издержек (и перекладывание их на работника), а также постановку задач, нарушающих законодательство или влекущих за собой ущерб для третьих лиц. К этой же группе относятся неблагоприятные условия труда (длительный рабочий день, чрезмерные нагрузки, недостаточно оборудованные рабочие места, отсутствие спецодежды, отсутствие необходимых санитарных условий и вообще все случаи вредных для здоровья условий), а также использование нерациональных инструментов и средств для работы, общепринятых в отрасли, но снижающих эффективность труда и препятствующих выполнению рабочих задач (что иногда может ставиться в вину исполнителю). К этой же группе факторов относятся законодательно-административные препятствия для ведения бизнеса.
4. Специфика рынка услуг
К этой группе можно отнести все факторы, затрудняющие (без какой-либо объективной подоплёки) получение каких-либо важных для жизни товаров и услуг. Сюда относятся все формы социальной дискриминации, проблемы качества услуг, а также ограничения в регламентах предоставления услуг, сложившиеся исторически, либо вызванные действующим законодательством. Известно, например, что представители сексуальных меньшинств испытывают трудности в поиске психологической консультации (а это бывает нужно для повышения трудовой квалификации), поскольку специалисты таких консультаций зачастую не лишены предрассудков в части полоролевого поведения, из-за чего не могут качественно оказывать услуги этим людям. В других случаях определённые медикаменты оказываются труднодоступны, потому что аптеки по закону не имеют права продавать их при отсутствии врачебного рецепта. Также известны случаи, когда службы занятости, приюты для бездомных и медицинские заведения отказывают в своих услугах людям, не имеющим определённых документов. Также сюда можно отнести ориентированность характера услуг на определённые социальные практики и хозяйственные уклады (когда, например, образовательные учреждения требуют от учащихся волонтёрской трудовой помощи, или когда больницы ожидают, что родственники больных будут снабжать их необходимыми бытовыми принадлежностями).
5. Социальные проблемы
К этому относятся главным образом различные преступления и правонарушения: кражи, грабежи, вымогательства (в том числе связанные с коррупцией), побои, невыплаты заработной платы (включая задержки в выплате и неадекватно обоснованные отказы в выплате), мошенничество и так далее. К этому же относятся различные нарушения принципов рационального общежития (например, шумные соседи по дому, лишающие человека полноценного отдыха и сна, что неизбежно сказывается на его здоровье и трудовой эффективности), опасное вождение транспорта, неосторожность пассажиров общественного транспорта (приводящая к материальному ущербу либо травмированию попутчиков), нарушение санитарных требований и пренебрежение техникой безопасности (что может повлечь за собой ущерб для окружающих). Сюда также следует относить все антропофакторы, отягчающие рабочее и бытовое взаимодействие (связанные с клеветой, подлогами, ложными свидетельствами, невыполнением обязательств, вредительством на почве конкуренции, зависти, ревности и прочего).
6. Окружающая среда
Сюда относятся факторы среды обитания, главным образом природные (катаклизмы и стихийные бедствия) и техногенные (экология и хозяйственная инфраструктура). Сюда же следует относить климатические, аграрные, зоотические и прочие природные условия, если человек оказался в них в результате смены места жительства (в противном случае это будут факторы стартовых условий).

В качестве внутренних факторов можно выделить следующие группы:
1. Физическое здоровье
Сюда относятся все случаи инвалидности и нарушений здоровья, препятствующих трудовой деятельности (включая тяжёлые формы физиологических зависимостей от психоактивных веществ). Здесь также важны будут физиологические возможности организма, такие, как выносливость, утомляемость, мышечная производительность, двигательные и умственные навыки (например, память), а также суточная ритмизация (некоторые люди, к примеру, не могут регулярно работать ночью, другие же не могут регулярно пробуждаться рано утром).
2. Навыки самоорганизации
Сюда относятся все проблемы организации своего труда - недостаточная настроенность на рабочие режимы, недостаточная сосредоточенность на трудовых задачах, потери внимания при выполнении работы, отвлечение на посторонние вещи. Также здесь стоит рассматривать низкую трудовую мотивацию, дефицит ответственности, равнодушие к результатам своего труда, халатность и непоследовательность при выполнении работы. Здесь же будут важны различные неврозы, фобии и психосоматические расстройства, нерациональная расстановка приоритетов, а также навыки эмоциональной саморегуляции. Также сюда следует относить умение планировать и оптимизировать личный бюджет, контролировать расходы и вести учёт денежных средств.
3. Наличие необходимой информации
Здесь будет важно наличие актуальной для жизнедеятельности информации - информации об охране здоровья и личной гигиене, информации о рынке товаров и услуг, информации о рынке труда, о возможностях трудоустройства, обучения, повышения и смены квалификации, информации о действующем законодательстве и инфраструктуре хозяйства. Для ведения бизнеса будет важна также информация о потребностях населения в товарах и услугах, о структуре спроса, о структуре доходов и расходов населения, о потребительских корзинах, о сезонных колебаниях рынка. Также немаловажно здесь наличие доступа к узкоспециальной литературе, к справочным материалам, к картографическим данным, к нормативно-технической документации и к средствам массовой информации.
4. Знания и трудовая квалификация
К этому относятся все полученные знания и умения, как в части профессиональной специализации, так и в других сферах. Актуальными здесь будут умения эффективно организовывать свою работу, выбирать рациональные средства и методы, проводить анализ своей деятельности и планирование рабочих операций. Здесь же будут важны умения использовать смежные знания и коммуникативные навыки. Также сюда входят знания по части бытового обустройства, способности использовать универсальные инструменты (в современном обществе это могут быть, например, навыки работы за компьютером и знания принципов информационных систем), языковая грамотность и прочие знания и навыки, которые могут играть роль в процессе трудовой деятельности или жизнеобеспечения в целом. Надо отметить, что любые оценки профессионализма и компетентности всегда будут в какой-то степени субъективны, поэтому при попытке оценить профессиональные качества стоит проявлять определённую осторожность и избегать всевозможных оценочных штампов.
5. Культурные особенности
Сюда относятся личные качества, представления, убеждения и мотивы, которые препятствуют человеку вести трудовую деятельность, затрудняют взаимодействие с другими людьми либо создают побочные проблемы. Здесь можно выделить предубеждения об определённом труде (когда какая-либо работа считается недостойной того, чтобы ей заниматься), проявления комплекса неполноценности (особенно в части уязвлённого самолюбия), религиозные и бытовые предрассудки (например, мифы о сугубо «мужской» или сугубо «женской» работе), а также склонности к асоциальному поведению (воровству, рукоприкладству, грубости и так далее). Также тут будут важны ценностные предпочтения, из-за которых человек в принципе не будет готов к работе (не будет настроен на трудовую деятельность), имеют значение и неадекватные этические представления (типа мнений о том, что если работа не оплачивается в том размере, в каком хотелось бы работнику, то он вправе выполнять её некачественно). Могут иметь место и проблемы онтологии, когда человек будет думать, что работать вообще не нужно (а следует, например, получше молиться, либо должен смениться общественный строй, и тогда всё необходимое достанется даром). При этом важно отметить, что в числе факторов этой группы могут быть не только такие особенности человека, которые непосредственно создают проблемы для него самого либо для окружающих (или для общества в целом), но и такие личные особенности, при которых человек испытывает проблемы в результате нерациональности остального общества. Например, известно, что не склонные к обману люди менее подозрительны в отношении к окружающим, более доверчивы, и поэтому сами чаще становятся жертвами мошенничества. Замечено также, что люди, совершенно не употребляющие алкоголь, оказываются лишены ряда возможностей в условиях повальной алкоголизации общества - у них сокращается круг общения, уменьшаются социальные связи, они меньше участвуют в коллективных практиках (особенно, связанных с отдыхом), их образ жизни вызывает непонимание и, как следствие, недоверие и различные опасения (вплоть до подозрений, что эти люди неискренни, лживы, когда говорят, что совсем не употребляют алкоголь) - это ведёт к уменьшению всевозможных контактов (и к большей степени отчуждения при таких контактах), это означает в том числе и меньшие возможности в поиске заработка (и какой-либо взаимопомощи). Всё это также следует учитывать при анализе причин бедности.

Онтология, Анализ

Previous post Next post
Up