May 22, 2007 03:12
Бытует такое мнение, что, мол, вот наше советское кино, вот наши актеры, а сейчас…! Я, думал это всего лишь добрая реклама того времени, воспеваемая более старшим поколением. Но, в последнее время я приближаюсь все ближе и ближе к безграничному как ныне говорят «нашему кино», в свою очередь плавно отдаляясь от иностранного киноисскуства. Да были запреты, да были темы, о которых нельзя было и словом обмолвиться, куда уж там снять кино! Но, получалось снимать, да еще как снимать! Один из таких фильмов это незабвенный «Тот самый Мюнхгаузен», хотя по большому счету я мог бы вставить в эти кавычки иной фильм, но это все не имеет значения, потому что всегда найдется свой «Мюнхгаузен» от кино. Так, к примеру, это «Курьер» Шахназарова или же «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» Сергея Соловьева, или же вообще романтичное «Безымянная звезда» Михаила Козакова. Всех их объединяет одно человек по иному мыслящий означает «не человек», вечная проблема нашего общества, ничего нового ни кто из режиссеров не сказал. Открытий не произошло, вечные темы бытия. Выбирайте что хотите! Главное что у нас есть эта возможность! Мы можем выбрать сентиментально-психоделичную историю Соловьева или дерзкого Курьера или как было сказано выше романтично девственную Безымянную звезду. Даже на тот момент под железным занавесом был выбор, что уж говорить о нынешнем времени! В эпоху переизбытка информации и знаний важно сделать этот сакраментальный выбор! Это я все к тому, что нет плохого или хорошего кино, есть кино для меня, для Васи, Пети и т.д. Так вот возвращаясь к началу повествования. Пытаясь понять почему происходит такое вот смещение в советское кино, я понял, что меня в нем привлекает! Это ощущения жизни в фильме, как будто актеры это не актеры, а реальные персонажи и они живут своей собственной жизнью, как будто оператор тихо вошел и начал снимать. Это как у Джармуша с его «Билетом на поезд» когда в город приехала японская парочка, они высадились с поезда и пошли делать свои киношные дела так вот режиссер настолько тебя погружает в атмосферу города, что думаешь, как будто ты реальный житель этого города, только наблюдающей со стороны. Так вот если Джармуш мастер погружения в атмосферу жизни окружающей, то "наши режиссеры" ставят во главу внутренние переживания героев, а актеры в свою очередь перенимают эстафету и делают свое актерское дело на пятерку. При свидании положено разговаривать. Разговаривайте. Лицо Янковского в Мюнхгаузене, как он переживает сквозь улыбку, как у него это, получается, передать, причем передать так чтобы поняли все и всё без слов! К слову вспомнилась притча, когда Будда должен был сказать свое последнее слово своим ученикам, он поднял в воздух цветок и спросил учеников: Что это? В ответ он услышал разноголосые противоречивые мнения. Только один ученик молчал, смотрел в глаза и улыбался. Ему то Будда и подарил цветок, и сделал своим преемником - есть вещи невыразимые словами, вещи, заслуживающие непосредственного восприятия и переживания. Может быть не совсем к месту, но улыбка это ведь так просто, с нее все начинается как в той песенке «…а дружба начинается с улыбки». Я не стану говорить, как меня тронул этот фильм, как и при каких обстоятельствах, я его смотрел, это все не важно, потому что все и так понятно без моей писанины.