Oct 14, 2014 14:09
Книга, конечно, ориентирована на американское общество, где вопросы расовой и национальной принадлежности стоят довольно остро. В Украине, по моим ощущениям, такой проблемы нет (что бы там не говорили по телевизору:)), однако мне все равно было интересно прочитать эту главу. Пожалуй, если бы я была американским родителем, я вела бы себя точно так же, а, оказывается, это не лучший подход. Дальше и пишу "черный" и "белый" исключительно подразумевая цвет кожи и потому что мне лень каждый раз писать толерантное "афроамериканец".
Суть проблемы в том, что поскольку вопрос болезненный, большинство родителей белых детей предпочитает его не поднимать в общении со своими детьми. Предполагается, что если не говорить о разных расах, ребенок не будет обращать внимание на цвет кожи других детей/взрослых, а обучение в мультикультурных школах обеспечит равномерное общение/взаимодействие детей разных рас/этнических групп.
Однако, исследования показывают, что дети даже в самом юном (6 месяцев!) возрасте обращают внимание на цвет кожи. Другой эксперимент (детсадовцев одели в синие и красные футболки, никаких инструкций не давали и ничего не проговаривали) показывает, что дети отождествляют себя с группой (у меня красная футболка, я из красной группы) и склонны приписывать "своим" только хорошие черты (среди красных все хорошие, а среди синих несколько плохих). Таким образом, ребенок замечает цвет кожи и делает вывод о своей принадлежности и о том, что, грубо говоря, "белые лучше потому что я белый".
А в мультикультурных школах дети вместо того, чтобы общаться с разными людьми, кучкуются по расовому/национальному признаку (к старшей школе эта тенденция усиливается). Однако ситуацию можно изменить, если достаточно рано делать следующее: объединять разных детей в "рабочие группы" (сработало на первоклашках, но уже не сработало на третьеклассниках) , рассказывать об известных черных людях и каково им было (пример Джеки Робинсона), ну и просто говорить детям не только "мама тоже может быть доктором, но и черный может быть доктором".
То есть только мультикультурной среды недостаточно, более того, она может дать (и часто дает) обратный эффект. Общий вывод такой, что говорить с детьми о расах нужно, причем говорить понятно и однозначно. Как по мне, то такие рекомендации универсальны и подходят для всех остальных различиях между людьми тоже (пол, религия, сексуальная ориентация, больше ничего в голову не приходит:)).
детское,
книги